Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов (мышления, памяти, внимания) и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного нейропсихологического обучения и коррекции.

Симптомы

Уже с четырех месяцев могут быть заметны некоторые признаки в отставании психического развития малыша. Дети, страдающие ЗПР, достаточно поздно по сравнению с общепринятыми возрастными нормами начинают держать голову, говорить свои первые слова и делать первые шаги. Также они испытывают затруднения при приеме пищи, так как не могут научиться правильно работать языком, челюстью, руками и ногами.

Ребенок, страдающий ЗПР, замкнут в себе, не обладает самоуверенностью, не особо идет на контакт со сверстниками, нелюдим. Также такие дети зачастую страдают энурезом, плохо спят по ночам, излишне тревожны и не спокойны. В приобретении навыков самообслуживания испытывают затруднения (не могут самостоятельно обуться, завязать шнурки).

С двух лет, у детей с ЗПР слабо развита память, плохо развита речь (они не выговаривают некоторые буквы, переставляют слоги в словах, их словарный запас отличается скудностью). Ребенок с диагнозом задержки психического развития к пяти годам не обладает аналитическими способностями, у него отсутствует образное мышление, он не способен сравнивать и обобщать. В связи со всеми этими проблемами, таким детям трудно учиться в школе, их успеваемость в школе всегда на низком уровне.

Существует классификация видов ЗПР, каждый из которых имеет свои симптомы и причины возникновения, а также методы лечения и коррекции:

— Конституционная задержка психического развития.
Причинами в этом случае служат генетические заболевания и плохая наследственность. Для детей с конституционной ЗПР характерны частая смена настроения, нестойкие привязанности, поверхностные эмоции.

— Соматогенная задержка психического развития.
Причинами являются инфекционные заболевания и их осложнения. К этому недугу могут привести тяжелые формы аллергии, дистрофия, сердечные заболевания, перенесенные операции. У ребенка наблюдается повышенная нервозность, боязливость, частые и беспричинные капризы.

— Психогенная задержка психического развития.
Причины ее возникновения имеют социальные и психологические свойства (недостаточное внимание со стороны взрослых, неблагоприятные условия проживания, недостаток родительской любви и ласки, а также безответственное отношение женщины к беременности: курение, употребление алкоголя и наркотиков). Это чревато нарушениями в интеллектуальном развитии ребенка, у которого часто происходят психозы и неврозы, развивается эгоцентризм и безволие.

— Церебрально-органическая задержка психического развития.
Встречается достаточно часто. Причиной является первичное негрубое органическое поражение головного мозга. У ребенка в этом случае возникает несформированность эмоционально-волевой сферы психики и познавательной деятельности.

Причины

Нейропсихологами и неврологами выявлены причины возникновения у детей ЗПР. Они делятся на две группы: биологические и социальные. Кроме того, большую роль играет наследственность и генетическая предрасположенность ребенка. К биологическим причинам задержки психического развития также относятся сложно протекающая беременность (тяжелая форма токсикоза, различные инфекции беременной), гипоксия плода, недоношенность, тяжелые роды. В первые месяцы жизни новорожденного ЗПР могут спровоцировать травмы, серьезные осложнения после инфекционных заболеваний, которые приводят к поражению центральной нервной системы.

К социальным причинам возникновения ЗПР относятся:
— нездоровая атмосфера в семье;
— психологические травмы (бытовые конфликты и ссоры);
— отсутствие должного внимания со стороны родителей;
— постоянные физические наказания и унижения ребенка как личности;
— частые переезды с одного места жительства на другое.

Диагностика

При несвоевременном обращении к нейропсихологу, психологу диагноз ЗПР может привести к хроническим и тяжелым порокам. У ребенка возникнут трудности с речевым и интеллектуальным развитием, появятся сложные психические расстройства.

Задержка психического развития диагностируется в результате комплексного обследования нейропсихолога, психолога, логопеда, дефектолога, невролога.

Если ребенку поставлен диагноз ЗПР, то не стоит отчаиваться, так как выход есть: за последние 2 года в Тюменском центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации речи “Нейротори” 40 детей с диагнозом задержка психического развития повысили способность обучаться, научились контролировать поведение, начали разговаривать. Те ребята, которые учатся в школе, перешли на традиционную программу обучения.

Рекомендуемые методы коррекции:

— Нейродвигательная коррекция поведения
— Нейрокогнитивная коррекция
— БАК Синхро-С
— Томатис
— Резет-терапия
— Кинезиология

Методы коррекции:

  • БАК «Синхро-С»

    Метод Биоакустической коррекции — восстановление функционального состояния ЦНС и активация естественных ресурсов организма.

  • Метод Томатис

    Томатис — метод сенсорной интеграции, направления, занимающего лидирующие позиции в коррекционной работе с особыми детьми во всем мире.

  • Резет-терапия

    Доступная и мягкая техника для балансирования мышц челюсти и восстановления работы височно-нижнечелюстного сустава (от англ. «Reset» — перезапуск, перенастройка).

error: Копирование с сайта запрещено.