Улучшение фонематического восприятия и, как результат, улучшение произносительной стороны речи, запуск речи у неговорящего ребенка, прогресс в освоении навыков чтения и письма, появление подражания и улучшения контакта у детей с тяжелыми эмоционально-волевыми проблемами, улучшение концентрации и увеличение объема внимания у детей с синдромом СДВГ, развитие целенаправленного поведения у ребенка с поведенческими трудностями.
Эффект Томатиса – повторение идеального человеческого уха. Нужно ухо научить слушать (анализировать), если оно не научилось это делать самостоятельно. Процесс обучения происходит у ребенка самостоятельно. В утробе ребенок слышит только высокие частоты, человек рождается, и ухо заново учится слушать. У ребенка ухо очень пластично (до 10-12 лет), далее эта способность постепенно теряется (так, в японском языке нет звуков "л" и "р" и со временем у носителей японского теряется способность воспринимать, различать эти звуки).
Таким образом, эффект Томатиса – слуховой тренинг, при помощи прибора слушаются звуки, проходит «зарядка» для мышц уха и коры головного мозга.
Очень громкие звуки сильнее напрягают мышцы уха, барабанная перепонка начинает подстраиваться, регулироваться – ухо защищается от громких звуков. Так наушники поднимают уровень звука, ухо устает и расслабляет барабанную перепонку, тогда приходится опять прибавлять, усиливать звук, и снова происходит тот же процесс. Следовательно, появляется ощущение что, чем громче звук, тем хуже слышим, поэтому сами наушники и снижают диапазон слушания (они усиливают в основном низкие частоты, то есть они заряжают тело, и мы устаем). Получается замкнутый круг, ведь МОЗГ ТРЕБУЕТ ВЫСОКИХ ЧАСТОТ.
Для детей является проблемой умение выслушивать высокие частоты. Хотя уже в утробе матери дети слышат высокие частоты, но через костный путь и околоплодную жидкость. Но после рождения дети начинают слушание, наоборот, с низких частот и каждый год жизни диапазон увеличивается. Томатис так же уделял огромное значение слуховой дифференциации.
П.П. – правое полушарие, Л.П. – левое полушарие ,
П.У. – правое ухо, Л.У. – левое ухо
Сначала ребенок начинает слушать левым ухом (происходит развитие правого полушария: ритмы, эмоции и др.). А контроль над речью должно осуществлять левое полушарие, но оно онтогенетически образовалось позднее и в целом его формирование происходит позднее, а у детей с патологией (в том числе и с речевой) контроль над речью нарушен – работает только левое ухо, осуществляется только левосторонний контроль.
П.П. – правое полушарие, Л.П. – левое полушарие,
П.У. – правое ухо, Л.У. – левое ухо
Так, для заикающихся билингвов (говорящих на двух языках) частотно присутствие заикания в одном языке и его отсутствие – в другом (например, ребенок может заикаться во французском языке – короткий звуковой диапазон и не заикаться в русском – широкий диапазон). Когда правое ухо хорошо слышит, воспринимает и анализирует, тогда информация сразу идет в левое полушарие.
П.П. – правое полушарие, Л.П. – левое полушарие ,
П.У. – правое ухо, Л.У. – левое ухо.
Метод Томатис обучает совмещать эти функции:
П.У. (правое ухо) – контроль речи,
Л.У. (левое ухо) – эмоции, импатии.
Хороший специалист даже по мимике может определить: какому уху «говорит» человек. Контроль должен быть справа, т.е. человек должен воспринимать информацию правым ухом. Сначала – костная перцепция, а потом – воздушная, слуховая.
У детей с аутизмом, с СДВГ и другими проблемами ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ СЛУХ: малейший звук ребенка раздражает, а сам он при этом может очень громко кричать. Этот эффект связан с костной передачей информации. После прохождения программы по методу Томатиса меняется способ реагирования: ребенок начинает слушать себя по-другому, у него нет потребности громко кричать.
Альфред Томатис уделял большое внимание среднему уху, микро-гимнастике мышц среднего уха (это своеобразный мышечный тренинг – «фитнес» мышц среднего уха). От напряжения мышц в финале будет зависеть работа мозга. При этом происходит стимуляция глубинной чувствительности. Детям с сенсорными нарушениями трудно слушать, так как ему нужно оторваться от собственного тела. У такого отсутствует гармония между высокими и низкими частотами на теле, то есть плохой вестибулярный аппарат. После прохождения занятий по методу Томатиса ребенок избавляется от дисфункции, выравнивает свое слуховое внимание после 2-3 месяцев после терапии.
В Европе и Канаде Метод Томатис прошел множество испытаний. Исследование особенно указывают на эффективность при устранении трудностей обучения и решении поведенческих проблем. В Канаде существует центры, работающие по данному методу. При анализе занятий мистер Стутт заключает, что метод Томатиса приносит ощутимую пользу системе образования. Дети, прошедшие "слуховую терапию", продемонстрировали существенное увеличение I.Q. (коэффициент умственного развития), хорошие навыки чтения, ускорение процессов восприятия и способность устно выражать свои мысли и чувства. Другой исследователь, Тим Гилмор, провел в Метод Томатис более глубокий анализ и обобщил полученные данные центра Томатиса в Торонто (Канада), в котором участвовала 400 детей и подростков, подтвердил заключения, сделанные Стуттом. Все они показали хорошие результаты во время теста на школьную успеваемость и тестирования у психолога. В этом испытании 95 % родителей засвидетельствовали, что программа помогла их детям. Они увидели положительные изменения, которые могут быть выражены в следующих параметрах:
- Повышение уровня коммуникабельности – 89%
- Увеличение концентрации внимания – 86%
- Уменьшение уровня расстройств – 80%
- Понимание чтения – 85%
- Качество речи – 74%
- Память – 73%
- Запись по буквам – 69%
- Зрелость – 84%
На протяжении шести последующих месяцев 83 % детей сохранили и даже развили, увеличили свои достижения. Остальные 14 % детей сохранили лишь некоторые достижения, и только 3 % утратили приобретенные навыки. Программа Метод Томатис проводится на наиболее соответствующей принципам Томатиса аппаратуре швейцарской фирмы Proteac. Эта аппаратура, на которой и работал Алфред Томатис, так называемые, аналоговые приборы. При проведении программы используется оборудование:
- Профессиональный проигрыватель Fostex CR500 (США),
- Аудиометр, произведенный для диагностики по методу Томатис Interaucustics AD229b for Tomatis (Дания).