В детском возрасте связь между телом и психикой тесная:
1. развитие основных двигательных функций — происходит от момента рождения до 1 года;
2. развитие более сложных двигательных функций и созревание чувственной сферы — от 1 года до 3 лет;
3. созревание эмоциональной сферы — от 3 до 12 лет.
Все переживания ребенка сразу находят свое отражение в его самочувствии, внешнем облике. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга. Движение, сначала совсем простое, а затем все более и более сложное, дает ребенку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а, следовательно, учиться и постигать.
Любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу. Движение, как сложная, многослойная система, является как бы «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны, и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, с другой.
В целом, занятия психокинезиологии представляют собой программу развития, которая отвечает следующим задачам:
- развитие чувствительности
- нормализация тонуса
- формирование адекватных представлений о собственном теле
- автоматизация простых двигательных актов
- стабилизация функции равновесия
- улучшение контроля над собственными движениями
- развитие сенсомоторной координации
- обучение ребенка выполнению точных движений
- формирование навыков внимания
Занятия психокинезиологии рекомендованы детям, как в виде общеукрепляющего комплекса, так и с самыми различными формами нарушения развития. Метод психокинезиотерапии, как показывает практика, является важным звеном при организации полноценной коррекционной работы с ребенком.
Продолжительность занятия составляет 20-50 минут. Помимо этого на каждом этапе работы даются родителям рекомендации, которые позволяют организовать с ребенком адекватную работу в домашних условиях. Форма, в которой проходит занятие, и конкретные задачи зависят от состояния ребенка и уровня его развития.