Диагноз: Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов (мышления, памяти, внимания) и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей.

Проявление и симптомы ЗПР у детей

Некоторые признаки в отставании психического развития малыша могут быть заметны уже с 4-х месяцев. Такие дети поздно по сравнению с общепринятыми возрастными нормами начинают держать голову, говорить свои первые слова и делать первые шаги. Они испытывают затруднения при приеме пищи, так как не могут научиться правильно работать языком, челюстью, руками и ногами.

Такие дети зачастую страдают энурезом, плохо спят по ночам, излишне тревожны и беспокойны. В приобретении навыков самообслуживания испытывают затруднения (не могут самостоятельно обуться, завязать шнурки).

С двух лет, у детей с ЗПР слабо развита память, плохо развита речь (они не выговаривают некоторые буквы, переставляют слоги в словах, их словарный запас отличается скудностью). К пяти годам не обладают аналитическими способностями, отсутствует образное мышление. В связи со всеми этими проблемами, таким детям трудно учиться в школе, их успеваемость в школе всегда на низком уровне. Они замкнуты в себе и не идут на контакт со сверстниками.

Виды ЗПР

Существует следующая классификация видов ЗПР:

Конституционная задержка психического развития.

Причинами в этом случае служат генетические заболевания и плохая наследственность. Для детей с конституционной ЗПР характерны частая смена настроения, нестойкие привязанности, поверхностные эмоции.

Соматогенная задержка психического развития.Причина – инфекционные заболевания и их осложнения. К этому недугу приводят тяжелые формы аллергии, дистрофия, сердечные заболевания, перенесенные операции. У ребенка наблюдается повышенная нервозность, боязливость, частые и беспричинные капризы.

Психогенная задержка психического развития.Причины ее возникновения имеют социальные и психологические свойства (недостаточное внимание со стороны взрослых, неблагоприятные условия проживания, недостаток родительской любви и ласки, безответственное отношение женщины к беременности: курение, употребление алкоголя и наркотиков). Это чревато нарушениями в интеллектуальном развитии ребенка, у которого часто происходят психозы и неврозы, развивается эгоцентризм и безволие.

Церебрально-органическая задержка психического развития.Встречается достаточно часто. Причиной служит первичное негрубое органическое поражение головного мозга. У ребенка возникает несформированность эмоционально-волевой сферы психики и познавательной деятельности.

Причины развития ЗПР у детей

Задержка психического развития (ЗПР) у детей представляет собой сложное состояние, которое может быть обусловлено множеством факторов. Причины возникновения условно разделяются на биологические и социальные, хотя в ряде случаев они пересекаются и усиливают влияние друг друга.

К биологическим причинам относятся:

  • Генетические аномалии и наследственные заболевания, которые влияют на развитие нервной системы ребенка.
  • Пренатальные факторы и неблагоприятные условия во время беременности. Это могут быть инфекции, перенесенные матерью, воздействие токсических веществ (например, алкоголя, наркотиков или некоторых лекарств), а также недостаточное питание и стресс.
  • Осложнения во время родов, такие как асфиксия или травмы, приводят к повреждению мозга и, как следствие, к задержке развития.
  • Ранние болезни и травмы головного мозга в постнатальном периоде.

К социальным причинам относятся:

  • Нездоровая атмосфера в семье;
  • Психологические травмы (бытовые конфликты и ссоры);
  • Отсутствие должного внимания со стороны родителей;
  • Постоянные физические наказания и унижения ребенка как личности;
  • Частые переезды с одного места жительства на другое.

Возможные осложнения при ЗПР

Дети с ЗПР часто сталкиваются с трудностями при усвоении учебного материала, что приводит к отставанию от сверстников. Социальная изоляция — еще одно серьезное осложнение. Из-за задержки в развитии социальных навыков дети не могут выстраивать коммуникацию. Ребенок не находит общий язык с окружающими и чувствует себя "не таким, как все".

У детей с ЗПР встречаются поведенческие проблемы. Они проявляют агрессию, импульсивность или тревожность, что затрудняет их взаимодействие с окружающими и вызывает конфликты как в школе, так и дома. Эти поведенческие трудности возникают из-за неспособности выразить свои чувства и потребности.

Такие дети испытывают проблемы с адаптацией к новым ситуациям и изменениям. Это особенно важно при переходе от детского сада к школе или при смене учебного заведения, где требуется быстрая адаптация к новым условиям и требованиям.

При несвоевременном обращении к нейропсихологу или психологу диагноз ЗПР может привести к хроническим и тяжелым порокам. У ребенка возникнут трудности с речевым и интеллектуальным развитием, появятся сложные психические расстройства.

Ранняя диагностика и комплексная поддержка, включая медицинскую, психологическую и образовательную помощь, играют ключевую роль в снижении риска развития этих осложнений. Они помогают ребенку адаптироваться в обществе и улучшить качество его жизни.

Как диагностировать ЗПР

Задержка психического развития диагностируется в результате комплексного обследования нейропсихолога, психолога, логопеда, дефектолога, невролога.

Если ребенку поставлен диагноз ЗПР, то не стоит отчаиваться, так как выход есть: за последние 2 года в Тюменском центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации речи "Нейротори" 40 детей с диагнозом задержка психического развития повысили способность обучаться, научились контролировать поведение, начали разговаривать. Те ребята, которые учатся в школе, перешли на традиционную программу обучения.

Лечение ЗПР у детей

Лечение задержки психического развития у детей обычно включает комплексный подход, направленный на поддержку и развитие различных навыков.

В первую очередь, важно провести тщательную диагностику, чтобы определить конкретные потребности ребенка. Затем разрабатывается индивидуальный план коррекции, который включает специальные образовательные программы и занятия с логопедами и дефектологами для улучшения речевых и когнитивных навыков.

Рекомендуемые методы коррекции:

Специалисты рекомендуют при первых признаках ЗПР обращаться за квалифицированной помощью в центр детской нейропсихологии.

Профилактика и советы для родителей

Профилактика задержки психического развития у детей включает создание стимулирующей и поддерживающей среды, где ребенок может развиваться в своем темпе. Важно уделять внимание раннему развитию, включая чтение книг, игры, которые способствуют развитию речи и моторики.

Родители должны быть внимательны к потребностям ребенка, поощрять его интересы и вовлекать в разнообразные виды деятельности. Регулярное общение с педагогами и специалистами поможет своевременно выявить возможные трудности и скорректировать подходы к обучению и воспитанию.

Поддержка эмоционального благополучия ребенка, создание безопасной и стабильной обстановки дома играют не последнюю роль. Родителям рекомендуется быть терпеливыми, проявлять понимание и активно участвовать в жизни ребенка, чтобы помочь ему преодолеть трудности и развиваться максимально полно.

Если вы заметили настораживающие признаки у своего ребенка, не откладывайте обращение к специалистам центра детской нейропсихологии.

Габышева В. А., невролог, нейропсихолог
Остались вопросы?