Диагноз: Минимальная мозговая дисфункция у детей

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это синдром, который включает в себя комплекс нарушений психоэмоциональной сферы и возникает вследствие недостаточности функций центральной нервной системы. Проявляется в поведении ребенка, его эмоциональном настрое и восприятии окружающего мира.

Проявление и симптомы ММД у детей

Первые проявления ММД нейропсихолог может определить при диагностике уже с двухмесячного возраста.

Минимальная мозговая дисфункция проявляется в виде нарушения тонуса скелетной мускулатуры (гипертензия, тремор, стойкие миоклонические сокращения). Мама младенца с ММД может заметить нарушение аппетита, сна, зрительной координации. В возрасте 8-12 месяцев наблюдается патология предметно-манипулятивных движений. Развивается дисфункция черепно-мозговых нервов.

От 1 года до 3 лет у ребенка с ММД наблюдается:

  • снижение или потеря аппетита,
  • усиленная моторная активность,
  • нарушения режима сна,
  • повышенная возбудимости,
  • дислексия,
  • энурез.

В периоде 3-4-летнего возраста при ММД характерны следующие признаки:

  • повышенная утомляемость,
  • негативизм,
  • эмоциональная вспыльчивость,
  • неусидчивость,
  • невнимательность,
  • иперподвижность.

Иногда ММД проявляется непереносимостью яркого света, сильного шума, некомфортных погодных условий. У таких детей часто возникает тошнота и рвота в транспортном средстве.

В возрасте 4-6 лет симптомы ММД ярко видны, когда ребенок попадает в новый коллектив. Он становится гипервозбудимым, заторможенным, рассеянным, ему трудно освоить учебный материал.

Виды ММД

Существует два типа минимальной мозговой дисфункции: гиперактивный и астеничный. Гиперактивный тип наиболее распространен.

Гиперактивный тип

Минимальная мозговая дисфункция гиперактивного типа у детей характеризуется рядом поведенческих и когнитивных особенностей. Вот основные проявления:

  1. Дети с ММД гиперактивного типа часто проявляют чрезмерную активность, не могут сидеть на месте, постоянно двигаются и бегают.
  2. Импульсивные действия, такие как перебивание других, неспособность дождаться своей очереди, внезапные вспышки эмоций.
  3. Нарушение внимания. Трудности с концентрацией, быстрое отвлечение на посторонние раздражители, неспособность завершить начатые задачи.
  4. Проблемы с обучением. Затруднения в усвоении учебного материала, особенно в чтении, письме и математике.
  5. Социальные трудности. Проблемы в общении с ровесниками, трудности в установлении и поддержании дружеских отношений.
  6. Эмоциональная нестабильность. Частые смены настроения, повышенная раздражительность, низкая толерантность к фрустрации.
  7. Нарушение координации. Могут наблюдаться проблемы с мелкой и крупной моторикой, неуклюжесть.

Астенический тип

ММД астенического типа характеризуется проявлениями:

  1. Повышенная утомляемость. Дети быстро устают, особенно при умственной или физической нагрузке. Им требуется больше времени на восстановление сил.
  2. Снижение работоспособности. Трудности с выполнением длительных или сложных задач, снижение концентрации внимания и продуктивности.
  3. Эмоциональная лабильность. Частые и резкие смены настроения, повышенная чувствительность к стрессовым ситуациям, склонность к плаксивости.
  4. Нарушение сна. Проблемы с засыпанием, частые пробуждения ночью, поверхностный сон, ощущение недосыпания.
  5. Отсутствие или снижение аппетита, избирательность в еде.
  6. Дети могут выглядеть апатичными, вялыми, у них может быть снижена физическая активность.
  7. Трудности с запоминанием новой информации, рассеянность, забывчивость.
  8. Жалобы на головные боли, особенно после умственной нагрузки или в конце дня.
  9. Склонность к инфекциям. Ослабленный иммунитет, частые простудные заболевания.

Причины развития ММД у детей

Причины минимальной мозговой дисфункции могут быть разнообразными:

  • Тяжело протекающая беременность;
  • Тяжелая форма токсикоза;
  • Отрицательное воздействие на беременную химических веществ, радиации, вирусов и микробов;
  • Угроза выкидыша;
  • Преждевременные или поздние роды;
  • Продолжительные роды;
  • Гипоксия плода;
  • Инфекционные заболевания новорожденного;
  • Родовые травмы (повреждение шейного отдела позвоночника новорожденного во время родов);
  • Плохая экология;
  • Плохое питание новорожденного.

Возможные осложнения при ММД

Минимальная мозговая дисфункция способна привести к различным осложнениям, которые затрагивают как когнитивные, так и эмоциональные аспекты жизни. Одним из наиболее распространенных последствий является нарушение внимания и концентрации.

Дети с ММД подвержены риску развития поведенческих расстройств. Они часто проявляют агрессивное или гиперактивное поведение, что негативно сказывается на их отношениях с окружающими.
С течением времени, если ММД не будет должным образом диагностирована и поддержана, возникают более серьезные психические расстройства.

Важно отметить, что ранняя диагностика и вмешательство значительно улучшают прогноз. Поддержка со стороны родителей, педагогов и специалистов помогает развивать навыки саморегуляции и справляться с трудностями в учебе. Поэтому, несмотря на потенциальные осложнения, дети с ММД могут вести полноценную жизнь при условии своевременной помощи и поддержки.

Как диагностировать ММД

Важно начать бороться с заболеванием на начальном этапе, так как проблемы начинают проявляться в раннем возрасте – 2-3 года.

Диагностическое обследование при ММД проходит при помощи энцефалограммы и сканирования состояния сосудов. Для наиболее точного результата нужно пройти обследования у нейропсихолога, психолога и остеопата.

Лечение ММД у детей

Лечение проводится комплексно. Используются следующие методы:

  1. нейропсихологическая коррекция;
  2. психотерапия родителей;
  3. педагогическая коррекция.
В лечении используется индивидуальный подход. Для правильной социальной адаптации и коррекции задержки психического развития используются методы психотерапии и педагогики.

Не менее важно формирование положительного микроклимата в семье малыша.

Рекомендуемые методы коррекции минимальной мозговой дисфункции:

Профилактика и советы для родителей

Помогите ребенку организовать день, включая время для учебы, отдыха и игр. Обеспечьте ему место, где он может открыто выражать свои чувства без страха осуждения. Сведите к минимуму время за экранами, чтобы снизить уровень отвлечения и перегрузки информации.

Создайте тихую зону для учебы, где можно сосредоточиться. Рассмотрите возможность работы с психологом для решения эмоциональных и поведенческих проблем, так как поддержка и понимание играют ключевую роль в помощи детям с ММД.

Если вы заметили настораживающие признаки у своего ребенка, не откладывайте обращение к специалистам центра детской нейропсихологии.

Габышева В. А., невролог, нейропсихолог
Остались вопросы?