Диагноз: Дислексия

Дислексия – это неспособность правильно и оперативно распознавать слова, осваивать навыки правописания. Все эти затруднения имеют неврологическую природу. Иными словами, это специфическое расстройство чтения, причина которого – распад либо недостаточная сформированность высших психических функций. Сложности в понимании возникают ввиду нарушения узнавания символов и знаков.

Проявление и симптомы дислексии у детей

Если у ребенка дислексия, то для него характерны следующие признаки:

  • ему тяжело изучать алфавит;
  • он отстает в письме и чтении;
  • имеет дефекты в звукопроизношении;
  • у него плохая память (не запоминает числа, новые имена, даты, маршруты; быстро забывает только что прочитанный текст или новую информацию);
  • медленно читает текст или делает это с большими паузами;
  • переставляет слоги и буквы;
  • быстрая смена настроений (гнев, раздражение);
  • сложности в изучении математики;
  • трудно изложить свои мысли.

Формы дислексии

Основные формы дислексии:

  1. Фонематическая (наиболее распространенная форма, для которой характерно перестановка букв и частей слов при чтении и письме);
  2. Семантическая (или «механическое чтение»; нарушение в понимании прочитанного);
  3. Аграмматическая (неправильность согласований слов в предложении относительно падежа, числа, рода; изменение в окончании глаголов);
  4. Оптическая (трудности в усвоении и смешении графически похожих букв);
  5. Мнестическая (трудности в усвоении букв, то есть в данном случае ребенок не понимает, какому звуку соответствует та или иная буква);
  6. Тактильная (характерна только для слепых детей; проблемы с пониманием букв на таблице Брайля).
При дислексии общее развитие ребенка и его физическое состояние может соответствовать возрастным нормам. Дисклетики очень часто бывают талантливыми. Встречаются среди них и гениальные люди, например, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский.

Причины развития дислексии у детей

Наиболее популярная причина возникновения дислексии – это генетическая предрасположенность.

Есть и другие причины:

  • осложненная беременность (корь, краснуха, герпес);
  • употребление беременной алкоголя и наркотиков, курение;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • асфиксия плода;
  • травмы и тяжелые инфекции;
  • нейропсихологические факторы (снижение активности извилин головного мозга, нарушение равновесия между полушариями)
  • социальные факторы (неблагополучная семья, тяжелые обучающие нагрузки, дефицит общения).

Недостаток раннего языкового опыта, ограниченный доступ к книгам и недостаточное внимание к развитию речевых навыков в раннем детстве способствуют возникновению трудностей с чтением.
Важно отметить, что дислексия не связана с уровнем интеллекта или мотивацией ребенка. Это специфическое нарушение, которое требует особого подхода и поддержки. Ранняя диагностика и вмешательство улучшают перспективы детей с дислексией, а понимание причин этого нарушения позволяет разработать более эффективные методы обучения и поддержки, чтобы преодолеть трудности и реализовать свой потенциал.

Возможные осложнения при дислексии

Одно из наиболее значительных осложнений при дислексии – академическая неуспеваемость. Дети испытывают трудности с чтением, письмом и пониманием текстов. Это приводит к снижению самооценки и уверенности в своих способностях и вызывает нежелание посещать школу и участвовать в образовательном процессе.

Психологические осложнения являются частым спутником дислексии. Из-за постоянных трудностей в обучении дети испытывают стресс и тревогу. Чувство неполноценности и стыда за свои академические достижения приводит к социальной изоляции и проблемам в общении со сверстниками. Дети с дислексией могут избегать участия в групповых мероприятиях или совместных проектах из-за страха быть непонятыми или осмеянными.

Но при своевременной поддержке и адаптации образовательного процесса многие из этих осложнений минимизируются. Обращение за профессиональной помощью значительно улучшает качество жизни детей.

Как диагностировать дислексию

Диагностика дислексии происходит у нейропсихолога. В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и логопеда.

После проведения всех необходимых исследований специалисты разрабатывают индивидуальный план коррекции.

Лечение дислексии у детей

Лечение дислексии у детей — это сложный и многогранный процесс, который требует индивидуального подхода. Важно понимать, что дислексия не является заболеванием в традиционном смысле слова, и поэтому не существует "лекарства" от нее. Вместо этого лечение направлено на развитие навыков, которые помогут ребенку справляться с трудностями в чтении и письме.

Первым шагом в лечении дислексии является ранняя диагностика. Чем раньше будет выявлено нарушение, тем быстрее начнется соответствующая поддержка. Диагностика обычно включает в себя оценку когнитивных и языковых способностей ребенка, сбор информации о его учебной истории и развитии.

Одним из ключевых методов лечения является специализированное обучение, адаптированное под нужды ребенка. Например, использование мультисенсорных методов обучения, которые задействуют зрительные, слуховые и кинестетические каналы восприятия.

Рекомендуемые методы коррекции при дислексии:

  1. Нейродвигательная коррекция поведения.
  2. Нейрокогнитивная коррекция.
  3. БАК Синхро-С.
  4. Микрополяризация.
  5. Томатис.
  6. Логопедические занятия.
  7. Дэнас терапия.

Специалисты рекомендуют при первых признаках дислексии обращаться за квалифицированной помощью в центр детской нейропсихологии.

Профилактика и советы для родителей

Профилактика дислексии и поддержка детей, сталкивающихся с этой особенностью, требует внимания и участия родителей. Хотя дислексия часто имеет генетическую природу и полностью предотвратить ее невозможно, родители могут предпринять шаги, чтобы минимизировать ее влияние на обучение и развитие.

Важно создать дома среду, способствующую развитию языковых навыков. Чтение вслух с раннего возраста помогает лучше воспринимать звуки и ритмы языка, расширяет их словарный запас и развивает интерес к книгам.

Игры и занятия, направленные на развитие фонематического восприятия, также полезны. Это включает в себя игры с рифмами, звуковые головоломки или простые упражнения на разложение слов на звуки. Такие занятия помогают лучше понимать структуру языка и развивают навыки декодирования.

Не менее важно сотрудничество с учителями и школьными специалистами. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, обсуждать с учителями индивидуальные потребности ребенка и искать совместные решения для поддержки его обучения.

Если вы заметили настораживающие признаки у своего ребенка, не откладывайте обращение к специалистам центра детской нейропсихологии.

Габышева В. А., невролог, нейропсихолог
Остались вопросы?