Диагноз: Задержка речевого развития (ЗРР)

Задержка речевого развития (ЗРР) – это отклонение от норм становления речевой деятельности у ребенка. При наличии данной патологии развитие речи значительно отличается от принятых возрастных норм.

Для ЗРР характерно качественное и количественное недоразвитие словарного запаса. Как правило, при данном заболевании у ребенка не сформирована экспрессивная речь, отсутствует фразовая речь к двухлетнему возрасту и связная речь к возрасту трех лет.

Симптомы

Детям, страдающим ЗРР, нужна консультация таких специалистов, как нейропсихолог, невролог, логопед, психолог. Прибегнуть к профессиональной помощи стоит в том случае, если к 3-4 годам ребенок даже для родителей непонятно произносит слова, не понимает взрослой речи, говорит слишком быстро или медленно и не способен составить предложение из трех слов. Кроме того, если наряду с этими признаками присутствует повышенное слюноотделение, трудности с жеванием и глотанием, то необходимо немедленно посетить нейропсихолога. Вовремя начатое лечение задержки речи дает ребенку все шансы ничем не отличаться от своих сверстников к началу школьной поры.

Существуют определенные возрастные нормы, на которые следует ориентироваться родителям, чтобы вовремя заметить признаки ЗРР, если таковые имеются у ребенка. Необходимо различать признаки задержки речевого развития:
1) Младенец молчит и не произносит никаких (даже элементарных) звуков.
Норма предречевого периода (в течение которого ребенок проходит следующие этапы):
– этап гуления (с 1,5-2 месяцев)
– этап лепета (с 4-5 месяцев)
– этап лепетных слов (с 7-8,5 месяцев)
– этап первичных слов (в 9-10 месяцев у девочек и 11-12 месяцев у мальчиков).
2) 12-месячный ребенок не реагирует на обращение к нему, а к себе внимание привлекает исключительно плачем;
3) В возрасте 1,5 лет у ребенка нет активных попыток повторения чужих слов;
4) Малыш в 1,5-2 года не выполняет на слух простое задание взрослого («принеси игрушку», «возьми карандаш»);
5) В арсенале 2-3-летнего ребенка отсутствуют отдельные слова и полноценные фразы;
6) К 4-летнему возрасту ребенок не способен выстраивать целые предложения, у него отсутствует собственная речь. Среди средств коммуникаций у ребенка преобладают мимика и жесты.

При игнорировании симптоматики ЗРР и несвоевременном или позднем обращении к нейропсихологу за квалифицированной помощью могут возникнуть следующие осложнения:
– отставание от возрастной нормы в психическом и интеллектуальном развитии, усугубление этой проблемы со временем;
– тяжелое восприятие ребенком программы обучения в детском саду или школе;
– возникновение сложностей в межличностном общении с другими детьми и, как следствие, появление чувства неуверенности в себе; ребенок «закрывается» от внешнего мира.

Причины

Итак, каковы же основные предпосылки данного заболевания? Нейропсихологи делят эти причины на два вида: физиологические и социальные. К первой группе относятся такие проблемы, как:
— нарушение слуха,
— проблемы со зрением,
— слабое развитие органов артикуляции,
— поражение головного мозга,
— травмы или серьезные заболевания в период новорожденности,
— внутриутробные травмы,
— проблемы во время беременности матери, наличия у нее вредных привычек,
— тяжелые или преждевременные роды,
— некоторые врожденные заболевания (аутизм, ДЦП, синдром Дауна),
— наследственность.

К социальным факторам относятся следующие:
— частые эмоциональные стрессы,
— невнятная речь окружающих людей,
— недостаточное внимание (как следствие – ребенку не с кем разговаривать, делиться мыслями),
— чрезмерная опека родителей и близких (как следствие – лишение мотивации говорить),
— общение в семье на нескольких языках,
— злоупотребление просмотром телевизора, наличие посторонних звуков.

Коррекция

Следует понимать, что при своевременном выявлении такой патологии, как ЗРР, при совместных усилиях родителей и нейропсихологов лечение этой болезни заканчивается успешно.
Остались вопросы?