От особенностей механизма речевого нарушения зависит форма данного недуга. Разделяют открытую и закрытую форму ринолалии. В свою очередь, каждая из них может подразделяться на функциональную и органическую.
При открытой форме заболевания в момент речевой деятельности воздух проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего возникает фонационный носовой резонанс. Таким образом сообщение между ротовой и носовой полостью всегда открыт.
Открытая форма ринолалии бывает приобретенной или врожденной. Врожденный недуг встречается, когда у малыша имеется:
– расщелина твердого и мягкого нёба («волчья пасть»)
– расщепление верхней губы или альвеолярного отростка на верхней челюсти
укороченное мягкое небо («заячья губа»)
– короткая уздечка языка.
Причинами этого явления могут быть заболевания женщины на раннем сроке беременности (грипп, краснуха, токсоплазмоз и другие инфекции). Также большое влияние оказывают пагубные привычки беременной. Большое влияние на появление данного недуга оказывают стрессы и нарушения в работе эндокринной системы у женщины.
Приобретенное нарушение возникает при повреждении нёба, его рубцовой деформации и травматической перфорации, а также при порезах и параличах.
Закрытая форма ринолалии характеризуется наличием преграды для прохождения воздуха через нос. Виз заболевания определяется уровнем расположения перегородки – задняя или передняя.
Выделяют также и смешанную форму речевого нарушения, которая появляется при сочетании недостаточности кольца небно-глоточного отдела с непроходимостью носа. В таком случае возникает сильный отек голоса и полное отсутствие в речи носовых звуков.
При открытой форме ринолалии у ребенка с первых дней жизни страдают функции питания и дыхания. Новорожденный недостаточно набирает массу тела, так как при кормлении молоко вытекает через нос. У детей с открытой ринолалией есть предрасположенность к возникновению отита, бронхита, пневмонии, гипотрофии. Врожденная форма заболевания предполагает неправильный прикус.
Доречевой период у страдающих ринолалией протекает с отклонениями от нормы: отсутствует модулированный и разнообразный лепет, артикуляция звуков тихая или же беззвучная. Речевое развитие также протекает аномально: свои первые слова ребенок начинает говорить только после 2-летнего возраста. Его речь зачастую невнятная, невыразительная и непонятна для других.
Общее впечатление от речи ухудшается тогда, когда ребенок напрягает мимическую мускулатуру лица, мышцы губ, языка и носа, чтобы как можно четче и внятнее выразить звуки. Это, в свою очередь, приводит к нарушению фонематического анализа и слуховой дифференциации. Из этого в будущем уже вытекают такие проблемы, как дисграфия и дислексия.
У детей с ринолалией, как правило, недостаточно сформированный словарный запас. Это способствует развитию вторичных психических нарушений: замкнутость, раздражительность, застенчивость, неуверенность в себе.
Ребенок, страдающий закрытой формой ринолалии, больше всего подвержен простудным заболеваниям, у него может развиться астенический синдром (психопатологическое расстройство, сопровождающее многие заболевания организма). При закрытой форме недуга голос малыша приобретает неестественный, тусклый оттенок.