Диагноз: Алалия

Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии, при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи. Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.
Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).

Виды алалии

Существует несколько классификаций заболевания в зависимости от зоны, степени и механизма патологии, но официальна признана и используется система В.А. Ковшикова.
По ней алалия делится на 3 вида:

● Сенсорная
● Моторная
● Смешанная

Сенсорная алалия

Разнообразный и богатый опыт постоянное информационно-пропагандистское обеспечение нашей деятельности способствует подготовки и реализации модели развития. Таким образом дальнейшее развитие различных форм деятельности представляет собой интересный эксперимент проверки дальнейших направлений развития. Разнообразный и богатый опыт консультация с широким активом позволяет оценить значение систем массового участия.

Смешанная алалия

Данную форму называют также тотальной. Возникает она, когда по какой-либо причине поражается вся сенсомоторная область коры головного мозга. Больные дети не только не могут воспроизвести речь, но и не понимают её.

Моторная алалия

Основная причина появления данной формы заболевания — патологии коркового конца центра Брока, а также проводящих путей этой области. Как результат, появляется недостаточное развитие экспрессивной речи, выражающееся в трудностях овладения речевыми навыками. При этом ребёнок понимает, что ему говорят. Для данного вида характерны:
— Позднее формирование речи (примерно в 5 лет).
— Нарушения грамматического строя. Ребёнок не согласовывает слова в роде, числе и падеже, путает окончания и т. п.
— Малый словарный запас.
— Расстройство внимания.
— Двигательная расторможенность.
— Нарушения интеллектуального развития.

Диагностика и речевые признаки

Нарушение речи при моторной алалии захватывает все ее компоненты: лексико-грамматическую и фонетико-фонематическую сторону. Предполагается, что первая проблема обусловлена поражением передних отделов моторной области в коре головного мозга, а вторая – нарушением функционирования нижних отделов центральной моторной области в коре доминантного полушария, где и концентрируются все раздражения от мышц и связок, появляющиеся при выполнении артикуляционных движений.

У ребенка с алалией затруднено формирование тонких двигательных координаций речевого аппарата. Эти нарушения носят различный характер, начиная от оральной апраксии (паралича), заканчивая нарушением последовательности или переключаемости. Также наблюдается неумение выполнять определенные артикуляционные движения.

Часто дети с моторной алалией из-за недостаточного звукового восприятия улавливают только определенные элементы фразы и неспособны связывать их в общую смысловую структуру. Данная ограниченность понимания выступает как вторичное проявление недоразвития собственной речи. Дети с моторной алалией обычно обладают ограниченным словарем, но пассивный словарь при этом очень объемный. При моторной алалии могут быть нарушены следующие стороны речи: фонематическая реализация высказываний; языковые оформления речи; ритмическая организация слова – скандированная речь. Теперь рассмотрим, какие имеет моторная алалия симптомы. Словарный запас у детей с подобным нарушением очень медленно развивается и используется в речи неправильно. В результате бедности запаса лексико-семантических средств появляются замены по сходству или по контрасту, например, стирает – моет, чашка –стакан, топор – молоток. Набор прилагательных и наречий невелик. На первоначальных этапах развития речи у такого ребенка нет потребности в общении с использованием связной речи, что обусловлено недоразвитием как общей, так и речевой активности. Поэтому малыш чаще использует мимику, жесты и односложные слова при общении со взрослым.

Методы коррекции алалии:

Телесно ориентированные

  • Сенсорная интеграция

    Сенсорное развитие — это взаимодействие всех органов чувств ребенка, развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов.

  • Телесный интеллект

    Система телесно-ориентированных, психологических упражнений, направленных на формирование у ребенка пропреорицептивной системы здорового восприятия себя и окружающего мира.

Нейропсихологические

  • Нейропсихологическая диагностика

    Комплексная диагностика, на которой определяется состояние общей активности мозга ребенка, даются рекомендации и в случае необходимости назначает курс коррекционных занятий.

Аппаратные

  • БАК «Синхро-С»

    Метод Биоакустической коррекции — восстановление функционального состояния ЦНС и активация естественных ресурсов организма.

  • Микрополяризация «Полярис»

    РЕАМЕД-Полярис — высокоэффективный лечебный метод, позволяющий направленно изменять функциональное состояние различных звеньев ЦНС.

  • Терапия Дэнас

    Воздействие на определенные зоны кожи динамическими импульсами электрического тока и, как результат, возникновение каскада ответных реакций организма ведущих к самооздоровлению.

Психологические, сопровождение родителей

  • Консультация детского психолога

    Консультация детского психолога поможет родителям понять причины отклонений поведения ребенка и найти решение проблемы.

  • Метафорические карты

    Метафорические ассоциативные карты — прекрасная возможность для развития речи, воображения, логического мышления, памяти ребенка.

error: Копирование с сайта запрещено.