Обычно первые слова появляются в возрасте около одного года, но при ЗРР этот процесс затягивается.
Ребенок общается, используя жесты или мимику. В более старшем возрасте испытывает трудности с формированием предложений, что приводит к ограниченному словарному запасу. При ЗРР он говорит короткими фразами или отдельными звуками вместо полноценных.
Прибегнуть к профессиональной помощи стоит в том случае, если к 3-4 годам ребенок:
- непонятно произносит слова;
- не понимает взрослой речи;
- говорит слишком быстро или медленно и не способен составить предложение из трех слов.
Если наряду с этими признаками присутствует повышенное слюноотделение, трудности с жеванием и глотанием, то необходимо немедленно посетить нейропсихолога. Вовремя начатое лечение дает все шансы ничем не отличаться от своих сверстников к началу школьной поры.
Существуют определенные возрастные нормы, на которые следует ориентироваться родителям, чтобы вовремя заметить признаки задержки развития речи.
1. Младенец молчит и не произносит никаких звуков.
Норма предречевого периода:
– этап гуления (с 1,5-2 месяцев)
– этап лепета (с 4-5 месяцев)
– этап лепетных слов (с 7-8,5 месяцев)
– этап первичных слов (в 9-10 месяцев у девочек и 11-12 месяцев у мальчиков).
2. 12-месячный ребенок не реагирует на обращение к нему, а к себе внимание привлекает исключительно плачем;
3. В возрасте 1,5 лет нет активных попыток повторения чужой речи;
4. Малыш в 1,5-2 года не выполняет на слух простое задание взрослого («принеси игрушку», «возьми карандаш»);
5. В арсенале 2-3-летнего ребенка с ЗРР отсутствуют отдельные слова и полноценные фразы;
6. К 4-летнему возрасту не способен выстраивать целые предложения. Среди средств коммуникаций у ребенка преобладают мимика и жесты.