Диагноз: Задержка речевого развития (ЗРР)

Задержка речевого развития (ЗРР) – это отклонение от норм становления речевой деятельности у ребенка. При наличии данной патологии развитие речи значительно отличается от принятых возрастных норм.

Для ЗРР характерно качественное и количественное недоразвитие словарного запаса. При данном заболевании не сформирована экспрессивная речь, отсутствует фразовая речь к двухлетнему возрасту и связная к возрасту трех лет.

Проявление и симптомы ЗРР у детей

Обычно первые слова появляются в возрасте около одного года, но при ЗРР этот процесс затягивается.

Ребенок общается, используя жесты или мимику. В более старшем возрасте испытывает трудности с формированием предложений, что приводит к ограниченному словарному запасу. При ЗРР он говорит короткими фразами или отдельными звуками вместо полноценных.

Прибегнуть к профессиональной помощи стоит в том случае, если к 3-4 годам ребенок:

  • непонятно произносит слова;
  • не понимает взрослой речи;
  • говорит слишком быстро или медленно и не способен составить предложение из трех слов.
Если наряду с этими признаками присутствует повышенное слюноотделение, трудности с жеванием и глотанием, то необходимо немедленно посетить нейропсихолога. Вовремя начатое лечение дает все шансы ничем не отличаться от своих сверстников к началу школьной поры.

Существуют определенные возрастные нормы, на которые следует ориентироваться родителям, чтобы вовремя заметить признаки задержки развития речи.

1. Младенец молчит и не произносит никаких звуков.
Норма предречевого периода:
– этап гуления (с 1,5-2 месяцев)
– этап лепета (с 4-5 месяцев)
– этап лепетных слов (с 7-8,5 месяцев)
– этап первичных слов (в 9-10 месяцев у девочек и 11-12 месяцев у мальчиков).
2. 12-месячный ребенок не реагирует на обращение к нему, а к себе внимание привлекает исключительно плачем;
3. В возрасте 1,5 лет нет активных попыток повторения чужой речи;
4. Малыш в 1,5-2 года не выполняет на слух простое задание взрослого («принеси игрушку», «возьми карандаш»);
5. В арсенале 2-3-летнего ребенка с ЗРР отсутствуют отдельные слова и полноценные фразы;
6. К 4-летнему возрасту не способен выстраивать целые предложения. Среди средств коммуникаций у ребенка преобладают мимика и жесты.

Степени задержки речевого развития

Специалисты классифицируют ЗРР по степени тяжести, чтобы лучше понять особенности каждого случая и разработать индивидуальный подход к терапии.

I степень – полное отсутствие речи.

Ребенок практически не говорит. Он может издавать только звуки.

II степень – ошибочное произношение звуков, замена их созвучными, проговаривание только простых предложений.
В этом случае возможно наличие дизартрии, которая характеризуется нарушением артикуляции из-за недостатков в мышцах речевого аппарата.

III степень – в речи преобладают простые слова, наблюдается глотание звуков, путаница со слогами, невнятное произношение.
Проявляется трудностями с пониманием и использованием грамматических правил. В этой степени часто наблюдается задержка в формировании фонематического слуха, что осложняет обучение правильному произношению.

IV степень – характеризуется ошибками в процессах образования слов, невнятной артикуляцией.

Переставляются буквы, используются неправильные ударения, имеются трудности с формированием грамматических конструкций.
Классификация ЗРР является лишь первым шагом. Для эффективной терапии необходимо провести полное обследование и установить точные причины.

Причины развития ЗРР у детей

Нейропсихологи делят причины ЗРР на два вида: физиологические и социальные.

К первой группе относятся такие проблемы, как:

  • нарушение слуха,
  • проблемы со зрением,
  • слабое развитие органов артикуляции,
  • поражение головного мозга,
  • травмы или серьезные заболевания в период новорожденности,
  • внутриутробные травмы,
  • проблемы во время беременности матери, наличия у нее вредных привычек,
  • тяжелые или преждевременные роды,
  • некоторые врожденные заболевания (аутизм, ДЦП, синдром Дауна),
  • наследственность.

К социальным факторам ЗРР относятся следующие:

  • частые эмоциональные стрессы,
  • невнятные разговоры окружающих людей,
  • недостаточное внимание (не с кем разговаривать и делиться мыслями),
  • чрезмерная опека родителей и близких (лишение мотивации говорить),
  • общение в семье на нескольких языках,
  • злоупотребление просмотром телевизора, наличие посторонних звуков.

Возможные осложнения при ЗРР

При игнорировании симптоматики и несвоевременном или позднем обращении к нейропсихологу за квалифицированной помощью могут возникнуть следующие осложнения:

  1. отставание от возрастной нормы в психическом и интеллектуальном развитии, усугубление этой проблемы со временем;
  2. тяжелое восприятие программы обучения в детском саду или школе;
  3.  возникновение сложностей в межличностном общении с другими детьми и появление чувства неуверенности в себе; «закрытость» от внешнего мира.

Как диагностировать ЗРР

Детям, страдающим задержкой речи, нужна комплексная диагностика и консультация нейропсихолога, невролога, логопеда и психолога.

После проведения всех необходимых исследований специалисты разрабатывают индивидуальный план коррекции.

Лечение задержки речи у детей

Следует понимать, что при своевременном выявлении ЗРР и совместных усилиях родителей и нейропсихологов лечение заканчивается успешно.

Коррекция задержки речевого развития требует комплексного подхода, который включает индивидуальные занятия с логопедом, игры на развитие речи и слуха, активное вовлечение родителей в процесс.

При нарушении развития речи важно создать поддерживающую среду для свободного общения. Использование развивающих материалов, таких как книги и игрушки, способствует расширению словарного запаса и улучшению артикуляции.

Не упускайте время и обращайтесь за помощью в центр детской нейропсихологии при первых признаках ЗРР. Мы предлагаем курс Логосистем для детей с 1,5 лет.

Профилактика и советы для родителей

Начинайте общаться с малышом с рождения. Говорите с ним, описывайте действия, показывайте предметы. Читайте ему книги с яркими иллюстрациями. Задавайте вопросы по сюжету, обсуждайте картинки, обеспечьте возможность общения с разными людьми.

Ограничьте время, проведенное за телевизором и гаджетами. Старайтесь выбирать активные игры и занятия.

Будьте примером: говорите четко и правильно, используйте разнообразный словарный запас. Обращайте внимание на любые попытки говорить, даже если они не совсем понятны. Поддерживайте инициативу.

Если вы заметили настораживающие признаки ЗРР, не откладывайте обращение к специалистам центра детской нейропсихологии.

Габышева В. А., невролог, нейропсихолог
Остались вопросы?