Детям, страдающим ЗРР, нужна консультация таких специалистов, как нейропсихолог, невролог, логопед, психолог. Прибегнуть к профессиональной помощи стоит в том случае, если к 3-4 годам ребенок даже для родителей непонятно произносит слова, не понимает взрослой речи, говорит слишком быстро или медленно и не способен составить предложение из трех слов. Кроме того, если наряду с этими признаками присутствует повышенное слюноотделение, трудности с жеванием и глотанием, то необходимо немедленно посетить нейропсихолога. Вовремя начатое лечение задержки речи дает ребенку все шансы ничем не отличаться от своих сверстников к началу школьной поры.
Существуют определенные возрастные нормы, на которые следует ориентироваться родителям, чтобы вовремя заметить признаки ЗРР, если таковые имеются у ребенка. Необходимо различать признаки задержки речевого развития:
1) Младенец молчит и не произносит никаких (даже элементарных) звуков.
Норма предречевого периода (в течение которого ребенок проходит следующие этапы):
– этап гуления (с 1,5-2 месяцев)
– этап лепета (с 4-5 месяцев)
– этап лепетных слов (с 7-8,5 месяцев)
– этап первичных слов (в 9-10 месяцев у девочек и 11-12 месяцев у мальчиков).
2) 12-месячный ребенок не реагирует на обращение к нему, а к себе внимание привлекает исключительно плачем;
3) В возрасте 1,5 лет у ребенка нет активных попыток повторения чужих слов;
4) Малыш в 1,5-2 года не выполняет на слух простое задание взрослого («принеси игрушку», «возьми карандаш»);
5) В арсенале 2-3-летнего ребенка отсутствуют отдельные слова и полноценные фразы;
6) К 4-летнему возрасту ребенок не способен выстраивать целые предложения, у него отсутствует собственная речь. Среди средств коммуникаций у ребенка преобладают мимика и жесты.
При игнорировании симптоматики ЗРР и несвоевременном или позднем обращении к нейропсихологу за квалифицированной помощью могут возникнуть следующие осложнения:
– отставание от возрастной нормы в психическом и интеллектуальном развитии, усугубление этой проблемы со временем;
– тяжелое восприятие ребенком программы обучения в детском саду или школе;
– возникновение сложностей в межличностном общении с другими детьми и, как следствие, появление чувства неуверенности в себе; ребенок «закрывается» от внешнего мира.