Нейропсихологическая диагностика

Нейропсихология — это наука, которая изучает взаимосвязь мозга и человеческих функций.
Каждый отдел головного мозга отвечает за ту или иную психическую функцию человека — за речь, мышление, движение, память, восприятие, слух, осязание, обоняние. И при отставании в развитии того или иного отдела головного мозга нарушается соответствующая ему функция.

В настоящее время все больше детей наблюдается с отставанием в развитии Высших Психических функций — речи, мышления, восприятия, памяти и других. Самой частой патологией на сегодняшний день являются задержка речевого развития, а также различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания. Эти недуги влекут за собой прежде всего социальные, а впоследствии и учебные проблемы детей: сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском саду или школе, трудности в усвоении учебного материала, проблемы с воспитанием.

В настоящее время нейропсихологи много работают с детьми, так как мозг ребенка очень пластичен — если есть трудности, то важно вовремя их распознать, чтобы можно было быстро и эффективно их преодолеть, наверстать то, что мозг упустил для нормального функционирования.

При помощи нейропсихологического подхода можно существенно изменить в лучшую сторону и довести до нормы развитие высших психических функций ребёнка.
Для того, чтобы помочь ребенку быть здоровым и успешным, нужно определить, что же ему мешает правильно разговаривать, хорошо запоминать, успешно учиться, легко контактировать с окружающими людьми. Именно этими вопросами и занимается нейропсихологическая диагностика.

Нейропсихологическая диагностика помогает выявить сильные и слабые стороны ребенка, определить причины психологических проблем у ребенка, разработать рекомендации для родителей по улучшению его состояния здоровья.
Для каждой возрастной категории детей существуют определенные наборы тестов.
Нейропсихологическая диагностика проводится в тихой, спокойной обстановке, чтобы ребенок имел возможность сосредоточиться на заданиях, и ничто не отвлекало его. Нейропсихолог использует специальные инструменты и методы, которые подбираются индивидуально для каждого малыша.
Диагностика состоит из заданий, которые раскрывают особенности внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, пространственного восприятия, межполушарного взаимодействия, зрительно-моторной координации, уровня контроля и саморегуляции поведения.

Нейропсихологическая диагностика детей от 1 до 3 лет

— в первую очередь показана тем детям, которые родились недоношенными, получили родовую травму, перенесли инфекционное заболевание на самых ранних этапах жизни (менингит, энцефалит), а также пережили во внутриутробном периоде гипоксию, асфиксию, маловодье, многоводье. Кроме того, пройти нейропсихологическую диагностику необходимо тем малышам, которые были рождены посредством кесарева сечения.

В этом возрасте нейропсихологическая диагностика — это отличный и эффективный метод, который поможет определить соответствие уровня развития важнейших психических процессов ребёнка его возрасту (мышление, речь, память, восприятие, воображение), и позволяет своевременно выявить отставания в развитии тех или иных психических функций, чтобы вовремя суметь их скорректировать благодаря нейропсихологической коррекции. В раннем возрасте нейропсихологическая коррекция позволит малышу развить речевую функцию, улучшить координацию движений, а также крупной и мелкой моторики, повысить уровень сообразительности, научиться быстрее запоминать и структурировать информацию, что очень пригодиться малышу как в детском саду, так и в школе.

Нейропсихологическая диагностика детей от 3 до 5 лет

— позволит определить сильные стороны вашего ребёнка, на которых стоит фокусироваться в будущем. Именно в этот период для ребенка важно научиться самостоятельности, так как этот факт очень влияет на процесс адаптации к детскому саду. В этом возрасте ребенок активно накапливает свой коммуникативный опыт с другими детьми, и его мозг уже достаточно сформирован, чтобы ребенок осваивал и развивал навыки, но в то же время еще пластичен, чтобы легко перестроиться.
Нейропсихологический метод исследования позволяет своевременно отследить «западания» в развитии психических функций и составить индивидуальную программу коррекционно-развивающего обучения ребенка.

Нейропсихологическое обследование детей 3-5 лет включает следующие пробы:

  1. Беседу с целью определения сформированности фразовой речи.
  2. Рисунок простых геометрических фигур: круг и квадрат (копирование по образцу).
  3. Называние реальных изображений.
  4. Показ реальных изображений по слову-наименованию.
  5. Запоминание одной серии из 3 реальных изображений и их выбор среди других.
  6. Запоминание серии из 5 слов.
  7. Счет до пяти с внешней опорой.
  8. Исключение понятий (Проба «Четвертый лишний» при внешнем оречевлении картинок одинаковым наименованием (цветок-цветок-цветок-гриб; рыба-рыба-рыба-утка)
  9. Проба на цветовой гнозис
  10. Проба на конструктивный праксис (например, задание сложи картинку, разрезанную на 2-3 части)

Диагностика умственных способностей детей в возрасте до пяти лет, как правило, отличается от нейропсихологического тестирования детей школьного возраста и показывает несколько иную информацию. Наиболее подходящей методикой диагностики детей младшего возраста, как правило, является методика всесторонней оценки развития.
Нейропсихологическая диагностика поможет ребенку подготовиться к школе, так как у ребенка появится больше терпения и усидчивости, а также занятия по мелкой моторике позволят подготовить руку к письму.

Нейропсихологическая диагностика детей от 6 лет

— в первую очередь направлена определение уровня подготовки дошкольника к предстоящему учебному процессу. Благодаря нейропсихологическому обследованию можно определить нарушения и затруднения в развитии (например, чтение, концентрация внимания, гиперактивность) и на основе полученных результатов выявить очаг дисфункции. Нейропсихологическая диагностика в этом возрасте позволяет определить готовность ребенка к школе: речь, письмо, память, поведение и так далее. Нейропсихологическая диагностика помогает понять возможности вашего ребенка и показывает, на сколько успеваемость в школе вашего ребенка может зависеть от коррекционного обучения.

Нейропсихологическая диагностика детей от 7 до 12 лет

— актуальна, когда вашему ребенку сложно учиться в коллективе, у него постоянная неуспеваемость, рассеянность, сложности в запоминании информации, неусидчивость, когда ребенку трудно читать, писать, считать, а специальные занятия с педагогами не улучшают ситуацию.
На основании результатов тестирования, индивидуально для каждого ребенка, с учетом его возрастных и психофизиологических особенностей, составляется поэтапная схема коррекционного воздействия.

Итак, подведем итоги вышесказанного:
Нейропсихологическая диагностика проводит оценку следующим навыкам вашего ребенка:

  • Зрительная функция: как ребенок видит, понимает наложенные перечеркнутые изображения.
  • Слухоречевая функция: как ребенок говори, как понимает речь, инструкции.
  • Двигательная функция: может ли ребенок понимать что происходит в теле и контролировать свое тело.
  • Интеллект: общие знания, мышление и навыки решения проблем.
  • Восприятие и моторные функции: насколько хорошо мозг ребенка воспринимает и обрабатывает информацию, поступающую с помощью визуального и слухового восприятия.
  • Внимание: способность сосредоточиться и поддерживать свое внимание в течение долгого времени.
  • Память: способность узнавать и запоминает новую информацию.
  • Языковые навыки и словарный запас: оценивается количество слов, которые ребенок знает и может использовать.
  • Планирование и организация: нейропсихолог, проводящий диагностику, будет оценивать как ребенок умеет планировать и организовывать свою деятельность, каков уровень его самостоятельности.
  • Скорость обработки информации: ребенок будет проверен на скорость мышления.
  • Академические навыки: способности в области чтения, письма и математики.
  • Поведение, эмоции и личность: нейропсихолог оценит, находится ли ваш ребенок в депрессии, тревоге, или имеет какие-либо проблемы с поведением.

Помощь нейропсихолога необходима, когда ребенок:

  • не разговаривает, не понимает взрослых
  • не хочет говорить, манипулирует, капризничает, истерит.
  • плохо понимает инструкции, не может работать в группе.
  • “не слышит” взрослых, пропускает все “мимо ушей”;
  • плохо засыпает и с трудом просыпается утром;
  • не может себя контролировать, импульсивен;
  • гиперактивен или излишне медлителен;
  • путает правую и левую руки (в 6 лет и старше);
  • пишет “зеркально”;
  • часто допускает “глупые” ошибки в тетрадях;
  • не выделяет существенные признаки предмета (цвет, форма, величина, назначение);
  • испытывает трудности в обучении;
  • имеет слабую память;
  • отличается невнимательностью, часто отвлекается и не может сосредоточиться;
  • имеет трудности в овладении письмом, чтением, счетом;
  • быстро утомляется;
  • отстает в развитии;
  • имеет трудности в самостоятельном выполнении учебных и домашних заданий.

На основании проведенной нейропсихологической диагностики составляется программа нейропсихологических (коррекционно-развивающих) занятий, даются рекомендации родителям относительно дальнейшего развития ребенка.

Смотрите также:

  • Нейропсихологическая двигательная коррекция

    Комплекс методик, направленных на переструктурирование нарушенных функций мозга, а также создание компенсирующих средств на основе сильных сторон ребёнка для его дальнейшей успешной адаптации.