Телесный интеллект

«Телесный интеллект» – это система телесно-ориентированных, психологических упражнений, направленных на формирование у ребенка пропреорицептивной системы здорового восприятия себя и окружающего мира.

Данный метод является авторской разработкой специалистов Тюменского центра детской нейропсихологии и нейрореабилитации во главе с Габышевой Викторией Анатольевной, генеральным директором центра.

Цели

Развитие детей по методу нейрофизиологического созревания, развитие и сопровождение с задержкой речевого развития, аутизма, ДЦП, ЗПР, синдром Дауна, СДВГ

Задачи

1. Построение Утраченных движений ребенка: тонус тела, глубокая чувствительность, эмоциональное единение в общение.
2. Развитие двигательных автоматизмов, основы неосознанного движения.
3. Восстановление целостности тела построение движений в пространстве. Основы восстановления восприятия СЕБЯ и Я-сознания.

Результаты применения методики

— уменьшение проявлений гиперактивности (формирование целевых движений;
— удержание внимания на заданной цели);
— уменьшение аутестических проявлений,
— уменьшение стереотипий;
— появление взгляда в глаза,
— появление социальной улыбки, смеха, любопытства;
— уменьшение самоагрессии;
— уменьшение специфических страхов;
— восприятие прикосновений;
— целенаправленность действий и т.д.);
— толчок в развитии речи;
— улучшение познавательных способностей.

Суть метода

Мы работаем с телом, а в результате меняем психические особенности ребенка. Возникают свойства личности, которые считаются отсутствующими. Это крайне важно, особенно сейчас, когда доминирующим коррекционным направлением стала поведенческая терапия.

Программа разрабатывается индивидуально для ребенка. Продолжительность занятий – 45 минут, рекомендуемая частота занятий – 2 раз в неделю. Продолжительность занятий 3-6 месяцев. Занятия проводятся в игровой форме и состоят из шести блоков.

Первый блок

Восстановление или стимуляция глубокой чувствительности; построение тонической регуляции, при ее нарушениях; построение опор тела; построение оси тела; восстановление восприятия целостности своего тела; обрабатывание вестибулярно-тонических рефлексов; пристраивание тонического единения в общении.

Второй блок

Развитие возможностей бокового зрения, сигнального слуха, усиление телесной чувствительности в восприятии себя и других в пространстве, построение больших диагоналей двигательных автоматизмов, использование неосознаваемых автоматизмов для вписывания в МИР.

Третий блок

Простройка основ открытости к социальному взаимодействию, внимание к чувствам и эмоциям других людей.

Четвертый блок

Развитие восприятие и владение реальным пространством. Целевые движения в пространстве. Основа восприятия СЕБЯ и Я-сознания.

Пятый блок

Развитие восприятия и действование внутри представлений. социальные нормы, постройка сюжетов, проигрывание социальные роли.

Шестой блок

Развитие уровней личностной ответственности человека. Развитие интеллектуальных способностей.

Как занятия по ТИ влияют на развитие речи ребенка

Тело неразрывно связано с психикой и речевой деятельностью человека, и воздействие на него оказывает непосредственное влияние и на душевное состояние. В наше время очень многие страдают от того, что не могут принять свое тело, полюбить его. Занятия по телесному интеллекту, как раз таки и позволяют нам полюбить свое тело, принять его таким, какое оно есть.

Мы, как правило, не можем почувствовать себя, пока не сделаем хоть маленькое движение. Афферентное сообщение о движении одновременно считывается нами, как осознание себя. Для маленького ребенка требуется тоническое двигательное воздействие извне.

Начиная с рождения, дети получают огромное удовольствие при поглаживании их тела руками родителей, особенно при сильных надавливаниях на тело с выходом на глубокую чувствительность. Наши врожденные эмоции явно положительно оценивают такое воздействие.

Здесь, происходит не только общение, взаимодействие ребенка с родителями, но и действенная помощь ребенку в осознании им самого себя через свое тело. Дети, не получающие такого воздействия, и физически, и психически развиваются последовательно.

Основными задачами по ТИ являются — устранение глубоких зажимов, зажимов неподвижностей в разных областях тела, восстановление всех телесных функций, физическое и психологическое расслабление, и как результат,умение понимать и решать свои психологические проблемы.

Но, все же, мне более подробно хотелось бы остановиться на том, каким образом занятия по ТИ глубоко влияют на центр речи ребенка. В своей работе мы используем психокоррекционные подходы. Основной психокоррекцией является– системная телесно ориентированная терапия, так же используем любые телесные техники, как упражнения, для активитизации или автоматизации движений каждого уровня построения движений. В основе работы лежит системность, опирающаяся на иерархию построения тела, а соответственно психики и речевых особенностей,ребенка. Внутри данной методики мы работаем не с отдельными телесными нарушениями или блоками, а с целыми уровнями построения движений.
Нередко родители оставляют без должного внимания тревожные признаки наличия задержки психического развития ребенка. Это, в свою очередь, влечет за собой отставание в формировании речевых навыков. Поэтому можно сказать, что без речевых навыков невозможен гармоничный процесс социализации маленького человека, он заметно отстает от сверстников. Это рождает ненужные комплексы и сложности в воспитании.

К 4-5 годам жизни малыша родители начинают бить тревогу. Ведут малыша к логопеду. Логопед, корректирующий речевые навыки — больше учитель, так как работает со следствиями. Предпосылкой же является задержка психического развития, возможно, повреждение головного мозга, в свое время оставшееся без должного лечения. Такого рода патологии не являются предметом работы логопеда, а значит родители теряют драгоценное время. Вот на этом уровне мы и включаем в работу занятия по ТИ, в результате которых мы можем проследить положительную динамику развития психологических и речевых процессов.

Присмотритесь к своему малышу. Если речь Вашего ребенка намного отличается от речи сверстников, обратитесь за консультацией к специалистам. Хотелось бы еще раз сказать, что речь появляется не сама по себе. Она тесно связана с общением со взрослым, с психическим развитием ребенка. Ребенок приходит в мир, еще ничего не зная о нем. Первые три года- это начало развития полноценной личности. От того, каким будет начало, зависит будущее ребенка. «Не учили поперек лавочки, а во всю вытянулся — не научишь» — так гласит народная мудрость.

Ваша любовь к малышу, усердие, терпение в обучении
непременно помогут
достичь больших результатов.