Диагноз: Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это комплекс симптомов, при котором происходит нарушение всех аспектов и сторон речевой системы, при этом у ребенка сохранен хороший слух и нормально развит интеллект. ОНР представляет собой расстройства лексической, фонетической и грамматической сторон.

Симптомы

Категорию детей с общим недоразвитием речи подразделяют на три группы:
— несложные формы ОНР (у ребенка с минимальной мозговой дисфункцией, недостаточной регуляцией мышечного тонуса, незрелостью эмоционально-волевой сферы);
— осложненные формы ОНР (у ребенка с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.);
— грубое ОНР (у ребенка с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

Симптоматика болезни будет отличаться в зависимости от степени тяжести. Всего существует четыре уровня недоразвития речи:
· 1 уровень речевого развития — «безречевые дети», у которых общеупотребительная речь отсутствует. Малыши общаются при помощи упрощённой речи или лепета, а также активно жестикулируют.
· 2 уровень речевого развития – у детей есть начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма. В таких случаях максимум, что может ребёнок – произнести простое предложение, которое будет состоять не более, чем из трёх слов
· 3 уровень речевого развития – у ребенка появляется развернутая фразовая речь с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон. Дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развита недостаточно.
· 4 уровень речевого развития – у ребенка присутствуют остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Самая лёгкая стадия недуга. Это объясняется тем, ребёнок разговаривает довольно хорошо, речь практически не отличается от сверстников. Тем не менее наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.

Дети, страдающие общим недоразвитием речи, начинают произносить свои первые слова достаточно поздно – в 3-4 года. При этом их речь неправильно оформлена и практически непонятна для окружающих. В связи с этим у ребенка нарушается вербальная деятельность. Кроме того, возникают такие проблемы, как нарушение памяти, снижение умственной деятельности, невнимательность.

Причины, выявленные нейропсихологом

Причинами ОНР являются:
— внутриутробная гипоксия плода;
— резус-конфликт ребенка и матери;
— травмы, полученные во время родов;
— асфиксия;
— черепно-мозговые травмы, полученные в период раннего детства;
— частые инфекции в период раннего детства;
— употребление беременной алкоголя, наркотиков; курение.
Данная патология в дальнейшем приводит к таким проблемам, как дисграфия и дислексия.
Отмечается, что этот недуг может возникать при таких заболеваниях, как алазия, афазия, дизартрия, ринолалия.

Диагностика

Для того чтобы определить серьёзность заболевания, маленькому пациенту необходимо пройти нейропсихологическую диагностику до 5-летнего возраста. В дополнение может понадобиться проведение диагностических методов логопеда, оценивания слухоречевой памяти и иных психических процессов.
Во время диагностики не только выясняется степень тяжести ОНР, то также происходит дифференциация подобного недуга от ЗРР.

Лечение

Поскольку коррекционная работа, направленная на преодоление ОНР, занимает довольно много времени и является трудоёмким процессом, то лучше всего, если она будет начата как можно раньше – когда ребёнку исполнится три года. Только в этом случае можно добиться благоприятного прогноза.
Игнорирование признаков подобного недуга может привести к сложным последствиям:
— полное отсутствие речи;
— эмоциональная замкнутость ребёнка, который замечает, что он отличается от сверстников;
— дальнейшие трудности в обучении, работе и других социальных сферах, которые будут наблюдаться уже у взрослых с не вылеченым ОНР.

Рекомендуемые методы коррекции:

— Телесный интеллект
— Логосистем
— БАК Синхро-С
— Микрополяризация
— Томатис
— Логопедическое занятие
— Дэнас терапия

Методы коррекции:

  • БАК «Синхро-С»

    Метод Биоакустической коррекции — восстановление функционального состояния ЦНС и активация естественных ресурсов организма.

  • Запуск речи «Logo-system»

    Логосистем — новая методика работы с неговорящими детьми от 1,5 до 9 лет. Целью курса занятий является формирование произвольной связной речи у детей.

  • Метод «Томатис»

    Томатис — метод сенсорной интеграции, направления, занимающего лидирующие позиции в коррекционной работе с особыми детьми во всем мире.

  • Микрополяризация «Полярис»

    РЕАМЕД-Полярис — высокоэффективный лечебный метод, позволяющий направленно изменять функциональное состояние различных звеньев ЦНС.

  • Телесный интеллект

    Система телесно-ориентированных, психологических упражнений, направленных на формирование у ребенка пропреорицептивной системы здорового восприятия себя и окружающего мира.

  • Терапия «Дэнас»

    Воздействие на определенные зоны кожи динамическими импульсами электрического тока и, как результат, возникновение каскада ответных реакций организма ведущих к самооздоровлению.

Остались вопросы?

Задайте их специалисту №1 в детской нейропсихологии через ВКонтакте: