Диагноз: Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – это нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом.

Симптомы

Симптомы
ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, слабо выраженными лексико-грамматическими нарушениями.
Для нарушения фонематического слуха характерно:
● замена одних звуков другими («фыфка», «хыхка», «сыска»);
● перестановка звуков и слогов («копа» вместо «пока»);
● упрощение слоговой структуры слова (чащик вместо часовщик).

В основе длительно сохраняющихся звуковых замен чаще всего лежит нарушение слуховой дифференциации этих звуков.
По нарушениям звуковой стороны речи выделяют несколько степеней ФФН: легкую, среднюю и тяжелую.
Легкая степень определяется нарушением дифференциации дефектно произносимых звуков. В остальном в плане звуков и слогов слово анализируется правильно.

При средней степени ФФН наблюдаются более грубые нарушения звукового анализа. Происходит неправильная дифференциация большего числа звуков. В устной речи их артикуляция также неправильно сформирована.
Тяжелая форма отличается глубоким фонематическим недоразвитием. В этом случае ребенок не воспринимает звуки на слух, не способен их различить, не выделяет их в слове и неверно устанавливает их последовательность.

Кроме того, специалисты выделяют следующие уровни данного недуга:
– Первичный (первичное нарушение в фонематическом восприятии; у ребенка снижен уровень освоения звукового анализа и уровень его действий);
– Вторичный (появление вторичного нарушения в фонематическом восприятии; речевые дефекты, возникающие вследствие анатомических аномалий речевых органов).
ФФН бывает врожденным (возникает по причине нарушения внутриутробного развития плода) и приобретенное (сформированное в течении жизни).
Кроме вышеперечисленных особенностей у детей с ФФН наблюдаются такие проблемы, как нечеткая дикция, задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Диагностика

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает логопеду определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, развитию фонематического слуха и восприятия.
Остались вопросы?