Диагноз: Алалия сенсорная

Алалия сенсорная – это недоразвитие речи импрессивной, при которой наблюдается разрыв между звуком и смыслом слов. При алалии сенсорной ребенок не понимает речи окружающих, но при этом он имеет хороший слух, и у него сохраняется способность к развитию активной речи.

Симптомы

Нейропсихологи выделяют алалию сенсорную в отдельное речевое нарушение, но при этом отмечают, что данное заболевание входит в структуру дефектов при умственной отсталости, аутизме, моторной алалии.

По причине органического поражения головного мозга у малыша не развивается фонематический слух. Ребенок, страдающий алалией сенсорной, не способен различать отдельные звуки и не воспринимает полностью слово, у него снижается способность к восприятию своей и чужой речи. В его представлении не возникает связи между действием, предметом и звуковым образом. Из-за неправильного развития мозговых нейронных клеток происходит сбой в воспринимающем механизме речи.

Алалия сенсорная приводит к задержке интеллектуального развития. с психологической точки зрения ребенку сложно концентрировать внимание и быстро включаться в тот или иной процесс, он рассеян. Дети, имеющие такой недуг, зачастую импульсивны или наоборот инертны и замкнуты в себе.

При данном заболевании, как правило, речевая активность у ребенка повышена, однако она бессвязна, лишена какого-либо смысла. Для речи детей с сенсорной алалией характерны эхолалия (повторение слов собеседника), пропуски слогов, логорея (смешивание понятных и непонятных слов). Такие дети не способны различать слова, искажают понимание смысла того или иного высказывания, фразы. В результате всего этого нарушается и память ребенка: для того, чтобы ребенок запомнил новое слово, потребуется повторить его 25-30 раз подряд.

Достаточно часто дети с алалией сенсорной страдают повышенной чувствительностью к звукам неречевым — например, музыкальные инструменты).

В процессе общения с окружающим миром ребенок с такой патологией активно пользуется жестами, мимикой, реагирует на интонацию голоса собеседника.

Причины

Основной причиной развития алалии сенсорной является поражение части коры головного мозга, которая отвечает за усвоение и понимание устной и письменной речи. Тяжелое нарушение аналитико-сенсорной деятельности происходит в результате:

— асфиксии;
— гипоксии;
— тяжелой формы токсикоза у беременной;
— наличия угрозы выкидыша;
— попытки прерывания беременности;
— психической травмы в период беременности (страх, стресс, тревога);
— наличия у беременной пагубных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков);
— конфликта резус-фактора беременной и плода;
— тяжелых родов;
— инфекционных заболеваний, приводящих к травме мозга новорожденного (менингит, энцефалит, рахит).

Диагностика

Диагностируют алалию сенсорную нейропсихолог, логопед, психоневролог детям до 5 лет.

Рекомендуемые методы коррекции

— Телесный интеллект
— LOGO-system
— БАК Синхро-С
— Томатис

Методы коррекции:

  • БАК «Синхро-С»

    Метод Биоакустической коррекции — восстановление функционального состояния ЦНС и активация естественных ресурсов организма.

  • Запуск речи «Logo-system»

    Логосистем — новая методика работы с неговорящими детьми от 1,5 до 9 лет. Целью курса занятий является формирование произвольной связной речи у детей.

  • Метод Томатис

    Томатис — метод сенсорной интеграции, направления, занимающего лидирующие позиции в коррекционной работе с особыми детьми во всем мире.

  • Телесный интеллект

    Система телесно-ориентированных, психологических упражнений, направленных на формирование у ребенка пропреорицептивной системы здорового восприятия себя и окружающего мира.