Статьи и новости «Нейротори»

Детский аутизм: причины, симптомы и лечение

Детский аутизм - это расстройство развития ребенка, для которого характерно максимальный дефицит эмоций и сферы общения, а также стереотипное поведение. Само слово “аутизм” означает “внутри себя”.

Дети, имеющие этот диагноз, свои действия и речь не направляют в окружающий мир, социальный смысл их поведения отсутствует.

Как правило, дети-аутисты внешне ничем не отличаются от сверстников, их физическое развитие также находится пределах нормы. Признаки аутизма чаще всего проявляются в возрасте 2-3 лет, но нейропсихолог при диагностике может определить наличие отдельных симптомов заболевания еще в младенческом возрасте.

Полноценного общения с окружающими людьми у ребенка с аутизмом не происходит, так как он не распознает невербальные сигналы, не реагирует на обращенную речь, не интересуются состоянием других. Такие дети еще в раннем возрасте не смотрят в глаза собеседнику, фиксируя взгляд на предмета, не улыбаются и не отзыаются на свое имя, не идут на контакт со взрослыми. По мере взросления они не проявляют интерес к сверстникам, не играют с ними. Обычно такие дети очень привязаны к маме или к другому близкому человеку, но при этом внешне это никак не демонстрируют, ведут себя обособленно. В плане речевого развития ребенок-аутист начинает говорить позже возрастной нормы, употребляет фразовую речь, его словарный запас отличается скудностью. Стереотипное поведение и повторяющиеся сценарии - еще один признак заболевания. Вместе с другими признаками проявления болезни у детей с аутизмом может наблюдаться агрессия как к окружающим, так и к себе: такой ребенок сам себе наносит удары, укусы.

Причинами возникновения аутизма являются нарушения развития структур головного мозга. Они возникают вследствие тяжело протекающих беременности или родов.Эти осложнения не являются первопричиной аутизма, но повышают вероятность его возникновения при наличии других факторов.

У страдающих аутизмом детей часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Эти отделы отвечают за обеспечение успешной двигательной активности, речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению.

Наследственный фактор также играет немаловажную роль. По статистике, среди близких и дальних родственников детей, страдающих аутизмом, выявляется около 7% больных этим заболеванием.



Аутизм классифицируют по нескольким типам. Может быть легкая, средняя и тяжелая степень заболевания. Также недуг подразделяют на 4 группы.

К первой группе относятся глубокие нарушения, для которых характерно полевое поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность.

Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв и приступы агрессии. Речь ребенка штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности.

При третьей группе наблюдается более сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире. Характерен интерес к опасным асоциальным впечатлениям.

Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции. Они отличаются робостью, пугливостью, рассеянностью.

Диагностика аутизма в центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори” проходит всесторонне посредством специальной методики. В арсенале центра есть различные безмедикаментозные и безболезненные способы коррекции и лечения этого недуга: аппаратные, телесно-ориентированные, нейропсихологические. После грамотной длительной коррекции у детей (до 25% от общего числа) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают.



Автор: Габышева В. А.