Статьи и новости «Нейротори»

Адаптация ребенка к детскому саду. Советы детского психолога

Как пройдет адаптация ребенка к детскому саду во многом зависит от того, как к этому вопросу подойдут его родители. Игнорировать этот важный период в жизни малыша неправильно, но и паниковать, конечно, не стоит.

Что такое адаптация ребенка к детскому саду? Это его способность привыкнуть к новым социальным условиям, к непривычной обстановке и незнакомому окружению. Родителям важно понимать, что с приходом малыша в дошкольное учреждение происходит серьезная перестройка его привычной жизни. И поэтому для такой смены условий практически всегда характерны переживания, перепады настроения, снижение речевой активности и нередко снижение общего иммунитета ребенка.

Многие мамы правомерно задаются вопросом: “Как помочь малышу легко влиться в коллектив и безболезненно адаптироваться к детскому саду?”. В этой статье мы рассмотрим несколько рекомендаций, которые облегчат задачу родителям.

Когда ребенок начинает посещать детский сад, ему приходится привыкать к новому помещению, режиму дня, окружающим людям. И в этот период его организм переживает стресс. Для того, чтобы привыкнуть к новым условиям, малышу потребуется время. Как долго будет проходить период адаптации зависит от нескольких факторов, первыми среди которых являются характер ребенка и его психоэмоциональное состояние.



Специалисты выделяют три формы адаптации: легкая, средняя и тяжелая.

Легкая степень характеризуется следующими признаками:

  • ребенок спокойно и без слез остается в детском саду;
  • легко выходит на контакт с воспитателем и другими детьми;
  • болеет мало или не болеет вообще;
  • не страдает перепадами настроения;
  • вечером с удовольствием рассказывает родителям о том, как прошел день, какие события произошли в детском саду.

При средней степени адаптации малыш не испытывает трудности в общении, однако

  • с трудом расстается с мамой;
  • может быстро успокоиться, легко переключается на интересную игрушку;
  • не сразу выходит на контакт с воспитателем и сверстниками;
  • регулярно болеет, но при этом эмоциональный фон стабилен;
  • не нарушает режим дня и спокойно относится к замечаниям в свой адрес.

Для третьей формы адаптации характерно тяжелое привыкание ребенка к детскому саду. Как правило, при этом виде адаптации малыш часто болеет, не хочет общаться со сверстниками и не желает подчиняться воспитателю. Такой ребенок может весь день сидеть в ожидании мамы, тяжело реагирует на замечания, не включается в игру, может быть замкнутым или агрессивно настроенным.



Для того, чтобы привыкание малыша к новым условия прошла мягко и успешно, родителям необходимо следовать некоторым советам:

  1. Родителям необходимо посетить дошкольное учреждение еще до того момента, когда ребенок станет его воспитанником. В ходе знакомства с детским садом, заведующей и воспитателем следует наладить контакт и узнать более подробно о правилах пребывания ребенка в детском саду. Важно также ознакомить специалистов, которые будут непосредственно работать с ребенком, с особенностями его характера, привычками и интересами.
  2. Рекомендуется начинать посещение детского сада постепенно, чтобы ребенок менее болезненно воспринимал разлуку с родителями и мог познакомиться с новым коллективом и условиями. Так, в первые дни можно приводить ребенка просто на прогулку. В подобных условиях ребенку легче настроить контакт с другими детьми.
  3. В первое время не следует оставлять ребенка в садике больше, чем на 2-3 часа. Увеличивать время пребывания в детском саду нужно постепенно, при этом необходимо учитывать реакцию малыша и его поведение.
  4. Важно, чтобы ребенок понимал, что ежедневная разлука с домом и родителями вовсе не страшна. В качестве наглядного примера можно привести ребенка в детский сад вечером, чтобы он обратил внимание на то, как приходят за другими детьми их родители, как они радостно встречаются, как воспитанники прощаются друг с другом.
  5. Чтобы малыш лучше освоился в новой обстановке, некоторое время родителям можно побыть в группе вместе с ним. Ребенок ощутит поддержку и сможет более уверенно чувствовать себя в незнакомой среде.
  6. Для того, чтобы обеспечить малышу психологический комфорт, в период привыкания можно принести из дома любимые игрушки. Это создаст для новичка фон уверенности. Вечером можно расспрашивать сына или дочь о том, что происходило с игрушкой в садике, кто с ней играл, было ли ей грустно и почему. Это поможет родителям узнать, как ребенок справляется с периодом адаптации.
  7. При расставании с малышом мамам и папам следует продемонстрировать позитивный настрой и обязательно заверить ребенка, что вечером они за ним вернутся.

Подготавливать и настраивать ребенка к посещению детского сада нужно заранее. Родителям следует доступно рассказать малышу, что такое детский сад, зачем нужно туда ходить и чем там можно заниматься. В этот период при возможности полезно оставлять ребенка на несколько часов с бабушкой или няней, чтобы ребенок мог привыкнуть к ситуации, когда родители не рядом. Полезным также будет заранее приучить малыша к такому же режиму дня, что и в детском саду.

В период адаптации очень важно, чтобы в семье был спокойный и комфортный для ребенка климат. Не стоит чересчур строго наказывать малыша за провинности или капризы. Необходимо, чтобы малыш чувствовал любовь и заботу своих родителей, несмотря на то, что теперь им предстоит ежедневно расставаться на несколько часов.

У нас есть запись семинара на эту тему!

Автор: Габышева В. А.