В России около 1% детей дошкольного возраста и 0,6% школьников страдают таким расстройством, как алалия. При этом отмечается, что этот недуг у мальчиков встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.
Алалия - заболевание, при котором наблюдается грубое недоразвитие или полное отсутствие речи. Нарушение вызвано органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, которые произошли во внутриутробном периоде или в первые 3 года жизни малыша.
Для алалии характерны позднее развитие речи, скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения и фонематических процессов, а также изначальное отсутствие или резкое ограничение экспрессивной или импрессивной речи.
Исходя из механизмов и степени нарушения речи специалисты разделяют алалию на сенсорную и моторную.
Причиной возникновения моторной формы алалии является раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. Малыш способен понимать чужую речь, но при этом у него не развивается собственная речь.
Симптомами моторной алалии являются следующие проявления:
- двигательные расстройства: неловкость, недостаточная координированность движений, слабое развитие моторики пальцев рук.
- трудности с овладением навыками самообслуживания;
-нарушение памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы;
- гиперактивность либо заторможенность;
- скудный словарный запас, нарушение формирования связной речи;
- сниженная работоспособность, быстрая утомляемость.
Сенсорной алалии предшествует поражение коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). Для этой формы заболевания характерно нарушение высшего коркового анализа и синтеза звуков речи. Поэтому при нормальном физическом слухе ребенок не понимает речь окружающих.
К признакам сенсорной алалии специалисты относят следующие симптомы:
На практике у детей чаще всего диагностируется смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов.
В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи, что приводит к дисграфии и дислексии. Ребенок с признаками данного диагноза нуждается в консультации детского невролога, нейропсихолога, логопеда, детского психолога, отоларинголога.
Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти. Логопедическое обследование при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития, также проводится диагностика устной речи.
Коррекция и лечение алалии должны носить комплексный характер. Отмечается, что при таком недуге важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, воображения, мышления).
В центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори” созданы все условия для точной диагностики и результативного лечения алалии у детей любого возраста. Аппаратные, телесно-ориентированные, нейропсихологические и психологические методы коррекции и восстановления давно доказали свою эффективность. Квалифицированные сотрудники центра не только помогут ребенку, но и окажут поддержку родителям, дадут действенные рекомендации и научат правильно восстанавливать здоровье малыша.
Автор: Габышева В. А.
Алалия - заболевание, при котором наблюдается грубое недоразвитие или полное отсутствие речи. Нарушение вызвано органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, которые произошли во внутриутробном периоде или в первые 3 года жизни малыша.
Для алалии характерны позднее развитие речи, скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения и фонематических процессов, а также изначальное отсутствие или резкое ограничение экспрессивной или импрессивной речи.
Исходя из механизмов и степени нарушения речи специалисты разделяют алалию на сенсорную и моторную.
Причиной возникновения моторной формы алалии является раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. Малыш способен понимать чужую речь, но при этом у него не развивается собственная речь.
Симптомами моторной алалии являются следующие проявления:
- двигательные расстройства: неловкость, недостаточная координированность движений, слабое развитие моторики пальцев рук.
- трудности с овладением навыками самообслуживания;
-нарушение памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы;
- гиперактивность либо заторможенность;
- скудный словарный запас, нарушение формирования связной речи;
- сниженная работоспособность, быстрая утомляемость.
Сенсорной алалии предшествует поражение коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). Для этой формы заболевания характерно нарушение высшего коркового анализа и синтеза звуков речи. Поэтому при нормальном физическом слухе ребенок не понимает речь окружающих.
К признакам сенсорной алалии специалисты относят следующие симптомы:
- нарушенное понимание смысла обращенной речи;
- повышенная восприимчивость к шумам и звукам;
- эхолалия, использование в речи бессмысленных звукосочетаний и слов, бессвязная речь;
- активное использование мимики и жестов;
- при тяжелой форме наблюдается отсутствие понимания речи;
- плохо развитый фонематический слух;
- ребенку с трудом удается удерживать внимание, часто отвлекается;
- импульсивность, хаотичность поведения либо инертность, замкнутость.
На практике у детей чаще всего диагностируется смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов.
В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи, что приводит к дисграфии и дислексии. Ребенок с признаками данного диагноза нуждается в консультации детского невролога, нейропсихолога, логопеда, детского психолога, отоларинголога.
Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти. Логопедическое обследование при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития, также проводится диагностика устной речи.
Коррекция и лечение алалии должны носить комплексный характер. Отмечается, что при таком недуге важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, воображения, мышления).
В центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори” созданы все условия для точной диагностики и результативного лечения алалии у детей любого возраста. Аппаратные, телесно-ориентированные, нейропсихологические и психологические методы коррекции и восстановления давно доказали свою эффективность. Квалифицированные сотрудники центра не только помогут ребенку, но и окажут поддержку родителям, дадут действенные рекомендации и научат правильно восстанавливать здоровье малыша.
Автор: Габышева В. А.