Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Она подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на различные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Практически у всех детей, у которых есть нарушение или задержка психического развития того или иного генеза, отмечается нарушение восприятия.

Наиболее часто встречаются у детей следующие нарушения:

  • нарушение восприятия телесной чувствительности;
  • нарушение вестибулярного восприятия;
  • нарушение зрительного восприятия у детей, которые видят;
  • нарушение слухового восприятия у детей, которые слышат.

Одним из источников познания мира является чувственный опыт. Следовательно, в дошкольном возрасте, главное – это его обогащение, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов. Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов сначала дети знакомятся с сенсорными эталонами (общепринятыми образцами внешних свойств предметов), затем учатся сравнивать их, запоминать названия, далее различать их и, наконец, пользоваться своими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.

Потребность в ярких впечатлениях в совокупности с активным желанием познать окружающий мир становится основой для формирования потребности в общении со взрослым, которая определяет активное поведение развивающейся Личности, так как полноценное эмоционально насыщенное общение – важное условие для психического здоровья ребенка, формирования речевых навыков, ведущих видов деятельности (предметной и игровой), для формирования активности ребенка.


Коррекционная работа с детьми по этому методу строится на стимуляции систем восприятия. Она включает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами. Цель этой работы – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Вестибулярная система устанавливает наше положение в пространстве, сообщает нам о том, как мы двигаемся – быстро-медленно, вперед-назад, вокруг горизонтальной или вертикальной оси либо не двигаемся вовсе.

Недостаток движения ведет к нарушениям равновесия!

Равновесие – это не просто равновесие в пространстве, это еще и равновесие движений, психики, эмоций, ритма сна и бодрствования, обмена веществ.

Чтобы контролировать собственные движения, нужно себя достаточно хорошо чувствовать. При нарушениях восприятия собственного тела ухудшается способность центральной нервной системы управлять движениями тела. Это видно по неустойчивости позы ребенка, по поиску дополнительных опор при стоянии, сидении, ходьбе. При нарушениях восприятия тела у ребенка компенсаторно формируется множество вроде бы «лишних», но необходимых ребенку движений рук и ног – ему требуется постоянно двигаться, чтобы себя чувствовать.

Тактильная система помогает нам воспринимать форму предметов. Дает нам все богатство ощущений, помогает овладеть абстрактной формой речи – письмом.

Система кинестетического восприятия помогает нам воспринимать собственную позу, ощущать свое тело и чувствовать его движенияПрактика показывает, что нарушения поведения и речи часто оказываются связанными с повышенной или пониженной чувствительностью кожи. По мере улучшения сенсорной интеграции и налаживания общего равновесия ребенка эти нарушения исчезают.

Зрительное восприятие опирается на боковое зрение и центральное зрение. Человек неосознанно использует оба вида зрения. При его нарушении возникают трудности регуляции, а именно трудности слежения глазами за объектом; трудности совместного видения двумя глазами какого-либо объекта. На фоне тревожности, это может приводить к появлению у ребенка додуманных объектов, иллюзий, часто вызывающих страх (пример – страхи детей в темной комнате).

Слуховое восприятие в пространстве – дихотонично, на два уха; по слуху мы определяем расстояние до интересующей нас цели. Слуховое восприятие включает в себя определение громкости звука, тональности, высоты звучания, интонации, эмоциональной окраски звучания и т.п. Слуховое восприятие пространственного поля образно, человек не просто слышит звуки, он «видит» шумящие машины, чирикающих птиц, говорящих людей, порывы ветра.

Обонятельная и вкусовая системы помогают нам больше узнать о свойствах предметов, являются компенсаторами при недостатках других сенсорных систем.

Со временем, налаженное взаимодействие сенсорных систем сопровождается стабилизацией эмоционального тонуса и настроения, появлением более сложных эмоций, например, любопытства, интереса (А это основные предпосылки для успешного обучения!). Поскольку работа осуществляется вместе с родителями, то отмечается улучшение детско-родительских отношений. Также уменьшение страхов и тревожности ребенка.

Сенсорная интеграция проходит с использованием разнообразного стимульного материала, контактных игр между родителем и ребенком, различных дидактических игр и упражнений.

Показания

Аутизм, дети с аутичными чертами. Гиперактивность. Импульсивность. Задержка речевого развития. Нарушение общего тонуса тела, движений. Истерия. Сутулость, косолапость. Энурез. Нервные тики. Невнимательность, отвлекаемость, дефицит внимания, полевое поведение зрачка. Трудности в восприятии внешнего мира (психологические границы, «не хочу», «не буду», критичность). Детский церебральный паралич. Задержка психического развития. Синдром Дауна. Неврозы. Нарушение родительско-детских отношений.

Рекомендуемый курс

Программа разрабатывается индивидуально для ребенка. Продолжительность занятий: 45 минут. Рекомендуемая частота занятий – 1 раз в неделю в течение 2-4 месяцев.

Эффективность (через 6 месяцев)

  • Улучшение познавательных способностей
  • Улучшение ощущения себя в пространстве
  • Улучшение контакта родителей и ребенка
  • Уменьшение проявлений гиперактивности
  • Уменьшение аутистических проявлений
  • Толчок в развитии речи
  • Уменьшение тревожности и страхов
Остались вопросы?