Песочная терапия

``Простая игра в песочнице в духовном смысле является проявлением Божественного, Творящего начала в человеке».
- Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева


Цель песочной терапии

Дать возможность ребенку быть самим собой.

Задачи песочной терапии

  • Помочь ребенку стать более ответственным в своих действиях и поступках;
  • В большей степени полагаться на самого себя;
  • Овладеть чувством контроля;
  • Развить умение преодоления трудностей;
  • Повысить самооценку и обрести веру в самого себя.

Для кого подходит

  • Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание
  • Дети, пережившие психическую травму: игра в песок помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки, развода родителей.
  • При решении семейных проблем можно предложить одному родителю или семейной паре выбрать фигурки тех животных, которые подходят для каждого члена семьи, и создать на песочном поле композицию из них.
  • Эта форма психологической работы для взрослых может быть даже более эффективной, чем для детей. Человеку предлагается построить «свой мир» в песочнице, используя многочисленные фигурки. Как правило, им воспроизводится замаскированная важная на данный момент ситуация, проблема, внутренний конфликт, которые иной раз не осознаются.

Плюсы метода

Манипулируя игрушками, ребенок может показать как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.
Дети выражают себя в спонтанной игре, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно.
Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами.
Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно «отыграть» в песочнице. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.

Как это работает

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями.
Ребенок сам придумывает, о чем фигурки говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа.
Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся в песочнице.

Рекомендуем метод, если у вас:

  • гиперактивный ребенок,
  • трудные межличностные отношения ребенка с воспитателем, учителем, третьим лицом (бабушкой);
  • школьные трудности;
  • расстройства настроения (плаксивость, истеричность);
  • страхи,
  • инфантильность ребенка,
  • проблемы поведения;
  • агрессивность.

Форма занятий

Индивидуально – от 8 до 16 занятий.
Результаты: повышение ответственности в своих действиях и поступках; повышение самоконтроля, повышение самооценки; снятие стресса; экологичное переживание утраты, в том числе развода родителей; умение распознавать и контролировать свои эмоции.

Групповая (малые группы, 2-3 ребенка) – от 4 и более занятий.
Результаты: улучшение коммуникативных навыков, формирование навыков жить и творить совместно с другими, способность бесконфликтного существования в обществе.

В паре (мама+ребенок; папа+ребенок) – от 4 и более занятий.
Результаты: улучшение родительско-детских отношений; освоение навыков бесконфликтного общения, разрешение существующих конфликтов, приобретение опыта внимательнее относиться к своим и чужим ощущениям, особенностям характера, потребностям и желаниям, привычкам и интересам.

Если ваш ребенок особенный

В результате «песочной терапии» создается акцент на тактильную чувствительность. Повышается мотивация ребенка к занятиям. Более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. «Заземляется» негативная психическая энергия. Происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Остались вопросы?