Нейропсихологическая двигательная коррекция

Нейропсихологическая коррекция представляет собой комплекс специальных методик, направленных на переструктурирование нарушенных функций мозга, а также создание компенсирующих средств на основе сильных сторон ребёнка для его дальнейшей успешной адаптации. Данный метод может применяется в том числе в комплексе с другими лечебно-реабилитационными подходами.
Каждое занятие по нейропсихологической коррекции можно условно разделить на две части:
– двигательная, упражнения которой направлены на коррекцию одной из составляющих двигательного акта: регуляцию мышечного тонуса, формирование позы, развитие независимых движений различных групп мышц. Обязательным является ежедневное выполнение этой части дома.
– непосредственная работа над трудностями внимания, памяти, мышления, произвольной регуляции деятельности и т.д. посредством специальных игр и упражнений.
  • Продолжительность занятия (вместе с консультацией родителей) – 90 мин.
  • Программа рассчитана на детей в возрасте 5-9 лет.
  • Перед посещением занятий с каждым ребёнком проводиться нейропсихологическая диагностика.
  • Показаниями для применения метода нейропсихологической коррекции являются задержки психического и речевого развития, дислексия, дисграфия, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), минимальная мозговая дисфункция (ММД), астения, церебрастения.
  • Проведение курса ограничено для некоторых категорий детей, в том числе, для детей в острой фазе психического или соматического заболевания.

Нейропсихологическая коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть:

  • снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность;
  • нарушение мыслительной деятельности;
  • снижение функции внимания и памяти;
  • несформированность пространственных представлений;
  • недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

Важно знать:

  • Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, педагогика и т.д.). Каждое занятие включает в себя двигательные и когнитивные (игры и задания за столом на развитие высших психических функций ребенка) упражнения.
  • Один курс коррекционных занятий состоит в среднем из 20 – 25 занятий, которые проводятся 2 – 3 раза в неделю. Количество курсов (в среднем от одного до трех) назначается, исходя из результатов диагностики.
  • Продолжительность занятия составляет 45 минут. Это время может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возраста.
  • Форма проведения занятий – индивидуальная или диада (совместное занятие двух детей, чаще применяется, начиная со второго курса коррекции).
  • В рамках нейропсихологической коррекции предусмотрено выполнение ребенком несложных домашних заданий и соблюдением родителями рекомендаций ведущего специалиста.
  • В целом нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку не только эффективным образом преодолеть трудности обучения, но и оказывает общее позитивное воздействие на гармонизацию развития личности ребенка: стабилизирует эмоциональный фон, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает потенциальные возможности ребенка.

Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребенку от 3 лет, особенно, детям со сложностями:

– в поведении (спонтанность, невозможность самоконтроля, гиперактивность или медлительность);
– недостаточность пространственных представлений (не может запомнить, где лево, где право и т.п.)
– у ребенка имеет место обилия совещательных движений (синкинезий), при удерживании карандаша происходит непознаваемое перенапряжение множества «лишних» мышц (кусает губы, шевелит языком, плечи подняты, неловкая поза руки, ног) и др.
– школьная рассеянность (отвлекаемость, несобранность, нежелание сосредоточиться);
– нарушение письма, чтения, счета;
– отставание по школьным предметам;
– эмоционально-личностные проблемы;
– трудности общения;
– заниженная самооценка, неуверенность в себе;
– невротические реакции, гипервозбудимость;

Обязательно необходима помощь нейропсихолога если ребенок:

– пишет, рисует левой рукой;
– имеет проблемы с памятью;
– медлителен или излишне активен;
– плохо усваивает учебный материал;
– не может описать картинку, скопировать рисунок;
– получил родовую травму;
– имел травмы головы;
– получал общий наркоз;
– мало ползал или не ползал совсем;
– с трудом высиживает 15 минут на одном месте;
– двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
– невнимателен, часто отвлекается, быстро устает;
– пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;
– не сразу понимает, обращенную к нему речь, откликается не сразу;
– часто болел, принимал антибиотики;
– родился с помощью кесарева сечения;
– имеет повышенный или пониженный тонус.

Занятия с нейропсихологом эффективны при

– задержке речевого развития (ЗРР);
– общем недоразвитие речи (ОНР);
– задержке психического развития (ЗПР);
– задержка психо-речевого развития (ЗПРР);
– запинки в речи, логоневрозе (заикание), отказе от речевого общения;
– любых нарушений речевого развития на невротической основе;
– гиперактивности, гипервозбудимости, дефицит внимания (СДВГ)
– минимальных мозговых дисфункциях (ММД)
– пренатальный энцефалопатия (ПЭП)
– синдроме раннего детского аутизма (РДА)


Нейропсихологическая коррекция детей является признанным эффективным видом психологической помощи, помогающим детям справиться с трудностями в учебе и общении, которые зачастую связаны с особенностями индивидуального развития психических функций в детском возрасте.
Нейропсихологическая коррекция наиболее эффективна в дошкольном и младшем школьном возрасте.
В целом нейропсихологическая коррекция не только помогает эффективно преодолеть трудности в обучении, но позитивно влияет на общее развитие личности ребенка: стабилизирует эмоциональный фон, нормализует самооценку, помогает раскрыть потенциальные возможности ребенка.

По окончании нейропсихологической коррекции предлагается повторная нейропсихологическая диагностика для сравнения результатов.

Нейропсихологические коррекционные занятия с детьми и взрослыми

  • комплексная нейропсихологическая коррекция процессов развития (от 4 до 25 лет)
  • медлительность, дефицит внимания и гиперактивность (с 4 лет)
  • левши (подготовка к школе – с 5 лет)
  • сложности в усвоении школьной программы: письмо, чтение, счет (с 7 лет)
  • сложности в пространственных представлениях (с 5 лет)
  • задержка психического развития ( с 2 лет)
  • занятия с детьми (от 5 мес. до 4 лет)
  • занятия со взрослыми как в норме, так и после перенесенных инсультов, сотрясений мозга, черепно-мозговых травм (афазии, парезы и т.п.) с целью улучшения или восстановления работы мозга

Коррекционная программа рассчитана в среднем на 9 месяцев при условии посещения занятий 1-2 раза в неделю со специалистом и ежедневно дома. Курс и продолжительность занятий подбирается индивидуально для каждого ребенка в соответствии с особенностями его развития и имеющихся проблем. Занятия проводятся индивидуально и в группе.
Остались вопросы?