Бобат-терапия носит название по фамилии разработавшей метод супружеской пары из Лондона, физиотерапевта Берты Бобат и нейрофизиолога доктора Карла Бобата. Более 30 лет назад (в 40-х годах XX столетия)
Берта предложила выработанный на основе собственного опыта и наблюдений совершенно новый подход к реабилитации больных со спастическими поражениями мышц. Началось все с обнаружения физиологических позиций тела, позволяющих затормозить патологические двигательные рефлексы. Такие позиции способствовали снижению мышечного напряжения и формированию осознанных управляемых движений.
Основная идея Берты Бобат – взаимодействие тела и психики, то есть лечится не рука или нога в отдельности, а человек в целом, воздействуя и изменяя через движение высший центр – головной мозг. Методика оказалась как нельзя кстати в годы, когда массово стояла задача в реабилитации многочисленных жертв послевоенного времени. Она эффективно работала при параличах, инсультах, черепно-мозговых травмах и последствиях операций, вызвавших утрату контроля над своим телом.
Накопленный практический опыт позднее систематизировал и теоретически обосновал супруг Берты Бобат. Через довольно быстрое время высокоэффективная методика перешагнула границы Лондона и распространилась по всему миру. В научных кругах она обозначается как нейродинамический метод восстановления.
Концепция Бобат опирается на представления о генетически детерминированном развитии нервной системы и врожденном поведении. Генетическая программа дозревания ЦНС является программой развития здорового ребенка.
При рождении ребенок наделен начальными рефлексами и неосознанными формами поведения (спонтанные движения конечностями, туловищем, сосание, поисковые рефлексы), которые помогают ему контактировать с внешней средой и получать из нее информацию. Врожденное рефлекторное поведение существует до трехмесячного возраста. С 3-го месяца жизни поведение ребенка начинает регулировать вся полученная к этому времени сенсорная информация, формируется первый опыт.
Главным условием развития является непрерывное поступление зрительных, слуховых, тактильных, проприоцептивных, вестибулярных стимулов, которые должны быть правильно обработаны соответствующими анализаторами и использованы головным мозгом для упорядочения моторных реакций. При наличии повреждений в любой из функциональных систем (сенсорной, моторной, когнитивной) мозг начинает получать искаженную информацию, которая не совпадает с генетической программой развития, вследствие чего не создаются условия для физиологического развития ЦНС. Возникают приспособительные реакции, большинство из которых являются патологическими, поскольку тормозят развитие поврежденных функциональных систем, закрепляют неадекватные стереотипы поведения, приводят к вторичным осложнениям со стороны опорно-двигательного аппарата — атрофиям, контрактурам, деформациям.