Арт-терапия

Название «Арт-терапия» говорит само за себя, и, если выражаться простыми словами, означает лечение искусством. Но намного важнее понять, каким именно образом это лечение происходит, ведь здесь нет никаких медикаментов, уколов и даже массажа. Все это заменяют бумага, карандаши, краски, глина, песок, пластилин.

Цель

Комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие при помощи изобразительных средств.

Задачи

  • Установить контакт с клиентом.
  • Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам, научить конструктивному выражению эмоций, посредством искусства.
  • Облегчить процесс реабилитации (психотерапии), в качестве вспомогательного метода.
  • Получить материал для психодиагностики.
  • Проработать подавленные мысли и чувства.
  • Повысить навыки коммуникации.
  • Развить самоконтроль.
  • Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
  • Сформировать представление о своих личностных особенностях.
  • Развить творческие способности и повысить самооценку.
  • Освоить способы самостоятельного принятия решений.

Показания к данному методу

  • Состояние стресса и депрессии, а также подавленное настроение.
  • Эмоциональная нестабильность и импульсивность.
  • Наличие страхов и фобий.
  • Заниженная самооценка и негативное отношение к себе.
  • Состояние повышенной тревожности.
  • Школьная, социальная дезадаптация.
  • Безосновательная раздражительность и конфликтность.
  • Полученная психологическая травма.
  • Нарушения детско-родительских отношений
  • Экзистенциальные проблемы: переживание одиночества, бессмыслия, страх смерти, ощущение вины, недостаток свободы.
  • Повышенная тревожность.
  • Нарушение коммуникативных качеств.
  • Кризисы определенного возраста.
  • Задержка в психическом или речевом развитии.

Форма занятий

Занятия по арт-терапии проходят как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются по целям, процедуре и по приемам работы.

Индивидуально – от 8 до 16 занятий. Результат:

  • позитивные изменения в психологическом состоянии детей,
  • позитивная картина мира и образ «Я»,
  • осознание внутренних ресурсов,
  • развитие моторных способностей детей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
  • снижение эмоциональной тревожности;
  • повышение самооценки;
  • развитие самосознания;
  • закрепление положительных поведенческих реакций и др.

Групповая (малые группы, 2-3 ребенка, чаще работа с сиблингами) – от 4 и более занятий. Результат:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие интереса к совместной деятельности;
  • эмоциональное сплочение детей;
  • освоение навыков корректного общения, сопереживания; бережного взаимоотношения со сверстниками и сиблингами и др.

В паре с родителем – от 4 и более занятий. Результаты:

  • улучшение родительско-детских отношений;
  • освоение навыков бесконфликтного общения;
  • разрешение существующих конфликтов;
  • сплочение членов семьи;
  • гармонизация внутрисемейных отношений;
  • приобретение опыта внимательнее относиться к своим и чужим ощущениям, особенностям характера, потребностям и желаниям, привычкам и интересам.

Арт-терапия – это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисуя, мы даем выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраиваем свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасаемся с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия внутреннего напряжения, агрессии, стрессовых состояний, тревожности, при коррекции неврозов, страхов и восстановление жизненного ресурса.

Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.