Занятия по арт-терапии проходят как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются по целям, процедуре и по приемам работы.
Индивидуально – от 8 до 16 занятий. Результат:
- позитивные изменения в психологическом состоянии детей,
- позитивная картина мира и образ «Я»,
- осознание внутренних ресурсов,
- развитие моторных способностей детей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
- снижение эмоциональной тревожности;
- повышение самооценки;
- развитие самосознания;
- закрепление положительных поведенческих реакций и др.
Групповая (малые группы, 2-3 ребенка, чаще работа с сиблингами) – от 4 и более занятий. Результат:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие интереса к совместной деятельности;
- эмоциональное сплочение детей;
- освоение навыков корректного общения, сопереживания; бережного взаимоотношения со сверстниками и сиблингами и др.
В паре с родителем – от 4 и более занятий. Результаты:
- улучшение родительско-детских отношений;
- освоение навыков бесконфликтного общения;
- разрешение существующих конфликтов;
- сплочение членов семьи;
- гармонизация внутрисемейных отношений;
- приобретение опыта внимательнее относиться к своим и чужим ощущениям, особенностям характера, потребностям и желаниям, привычкам и интересам.
Арт-терапия – это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисуя, мы даем выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраиваем свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасаемся с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.
Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия внутреннего напряжения, агрессии, стрессовых состояний, тревожности, при коррекции неврозов, страхов и восстановление жизненного ресурса.
Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.