Характерными для данного недуга являются такие признаки, как отсутствие звуков, их искажение или же замена во время произношения. Особую группу риска составляют дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Специалисты различают механическую и функциональную дислалию. В первом случае речь идет о проблемах развития речевого аппарата (языка, губ, челюсти, зубов). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются короткая уздечка языка или верхней губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков; при аномалиях губ – губных и губно-зубных звуков. Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием.
Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым). Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.
Если же речевой аппарат развит правильно, то диагноз звучит как функциональная дислалия. Также немаловажную роль играет влияние на ребенка социальных факторов (неправильная культура речи в семье, подражание неправильному говорю, педагогическая запущенность, ).
Отметим, что дислалия в дальнейшем может привести к проблемам с письмом, к развитию дисграфии и дислексии.