Нейропсихологи выделяют алалию сенсорную в отдельное речевое нарушение, но при этом отмечают, что данное заболевание входит в структуру дефектов при умственной отсталости, аутизме, моторной алалии.
По причине органического поражения головного мозга у малыша не развивается фонематический слух. Ребенок, страдающий алалией сенсорной, не способен различать отдельные звуки и не воспринимает полностью слово, у него снижается способность к восприятию своей и чужой речи. В его представлении не возникает связи между действием, предметом и звуковым образом. Из-за неправильного развития мозговых нейронных клеток происходит сбой в воспринимающем механизме речи.
Алалия сенсорная приводит к задержке интеллектуального развития. с психологической точки зрения ребенку сложно концентрировать внимание и быстро включаться в тот или иной процесс, он рассеян. Дети, имеющие такой недуг, зачастую импульсивны или наоборот инертны и замкнуты в себе.
При данном заболевании, как правило, речевая активность у ребенка повышена, однако она бессвязна, лишена какого-либо смысла. Для речи детей с сенсорной алалией характерны эхолалия (повторение слов собеседника), пропуски слогов, логорея (смешивание понятных и непонятных слов). Такие дети не способны различать слова, искажают понимание смысла того или иного высказывания, фразы. В результате всего этого нарушается и память ребенка: для того, чтобы ребенок запомнил новое слово, потребуется повторить его 25-30 раз подряд.
Достаточно часто дети с алалией сенсорной страдают повышенной чувствительностью к звукам неречевым – например, музыкальные инструменты).
В процессе общения с окружающим миром ребенок с такой патологией активно пользуется жестами, мимикой, реагирует на интонацию голоса собеседника.