Одно из самых распространенных речевых нарушений у детей является дислалия. По последним данным, около 50% дошкольников в возрасте 5-6 лет страдают от этого недуга. Среди младших школьников дети с дислалией встречаются в 20% случаев. Что это за заболевание и как можно от него избавиться?
Дислалия - это речевое нарушение, которое характеризуется нарушением нормированного произношения и употребления звуков речи. При этом у ребенка нет органического поражения центральной нервной системы, и функционирование органов слуха находится в пределах нормы. При дислалии наблюдается отсутствие, смещение, замена или искажение звуков в устной речи ребенка.
В зависимости от причин возникновения недуга дислалию классифицируют на механическую (органическую) и функциональную.
Для механической дислалии характерны дефекты анатомического строения артикуляционного аппарата, а для функциональной формы заболевания - социальные факторы либо обратимыми нейродинамические нарушения в коре головного мозга.
При этом также разделяют функциональную дислалию на моторную и сенсорную. Их различие заключается в том, что моторная дислалия возникает в результате нейродинамических сдвигов в центральных отделах речедвигательного анализатора, а сенсорная обусловлена нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора. То есть при первой форме функциональной дислалии наблюдается неточность и недифференцированность движения губ языка, что вызывает искажение произносимых звуков, а при второй форме заболевания затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.
В зависимости от того, какое количество звуков нарушается во время их произношения, дислалия может быть простой (в случае, когда неправильно произносятся 1-4 звука) и сложной (при неправильном произношении более 4 зуков).
О мономорфной дислалии говорят в случаях, когда нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих). Если наблюдается нарушение разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно), то в таком случае речь идет о полиморфной дислалии.
Искажение произношения различных звуков при дислалии принято обозначать специальными терминами:
Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
Дефекты смягчения и твердости - замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот.
Причины дислалии у детей могут быть связаны с особенностями строения речевого аппарата. Органические нарушения возникают у тех детей, у которых- короткая уздечка языка и верхней губы; чрезмерно толстые губы; дефекты строения неба (оно может быть слишком высоким либо низким); слишком большой или, наоборот, маленький язык; неправильный прикус; малоподвижная верхняя губа. Встречаются причины дислалии, не связанные с с особенностями строения речевого аппарата. В этом случае нарушение звукопроизношения возникает из-за подражания чьему-то неправильному говору; педагогической запущенности; неправильной культуры речи в семье неумения держать язык в правильном положении; недоразвитости фонематического слуха; быстрых переходов языка от одного движения к другому.
Диагностическое обследование дислалии заключается в нейропсихологическом и логопедическом подходе. Нейропсихолог выяснит первопричину болезни, при этом специалистом будут учитываться особенности течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата. Логопед исследует строение и подвижность органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.
Только поэтапная комплексная коррекция заболевания может дать положительный результат. Специалисты центра детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори” рекомендуют следующие эффективные, безмедикаментозные и безболезненные методы коррекции при дислалии: