Задержка развития речи у детей. Советы нейропсихолога
Проблема своевременного формирования речи у детей знакома всем родителям. Сегодня многие мамы и папы жалуются на то, что малыш отстает в речевом развитии от своих сверстников.
Вопросы, касающиеся задержки речевого развития, очень актуальны, они требуют пристального внимания как родителей, так и специалистов.
Часто родители задаются вопросом: “Когда стоит обращать внимание на речь своего малыша? Стоит ли в случае задержки речевого развития обращаться за помощью к детскому психологу? Чем он может помочь?”.
Современные родители должны знать, что нейропсихолог и детский психолог - это те специалисты, к которым при диагнозе ЗРР нужно обращаться в первую очередь.
В современном обществе существует парадокс: проблема речевого развития начинает волновать родителей в определенный момент, но при этом сам ребенок как личность воспринимается родителями гораздо позже. И это может выступать как одна из возможных причин задержки речевого развития у ребенка.И поэтому-то, собственно, возникают проблемы своевременного формирования речи у ребенка.
До года ребенок уже должен пройти несколько этапов речевого развития: гуление, лепет, лепетные слова, произношение слогов, звукоподражание. Но важно при этом, чтобы ребенок эмоционально реагировал на родителей, на их присутствие. И если такого поведения не наблюдается, то это уже веский повод обратиться за профессиональной помощью к нейропсихологу. Паниковать при этом не стоит, но важно лишь не упустить момент. В принципе речевое развитие - это индивидуальный вопрос. И нужно понимать исходные данные, которые мы имеем с конкретным каждым ребенком.
Чаще всего, мамы и папы начинают замечать и относится к положению дел как к проблеме, когда к двум годам замечают, что у ребенка до сих пор не появились первые слова, отсутствует реакция на просьбы взрослых.
Взрослые должны понимать, что речь не формируется сразу говорением. Есть несколько до-речевых этапов, которые определяют понимание речи. Таким образом есть пассивная речь. Если ребенок уже понимает пассивную речь, то в два года ребенок должен выполнять двойную инструкцию: “Возьми игрушку, дай ее мне”. Это двуглагольная инструкция.
Если ребенок такую речь понимает, то это значит, что речь у него присутствует, но она пока находится не в активной фазе. В таком случае родителям нужно просто давать малышу больше возможности говорить и стимулировать его речь, заниматься с ребенком, обратиться за рекомендациями к нейропсихологу, детскому психологу. логопеду.
Многие родители не воспринимают маленького ребенка как личность и не беседуют с ним. Это одна из распространенных современных проблем. В последнее время, к сожалению, все чаще замечается, что дети общаются не с мамами и папами, а с телефонами и телевизором.
Когда у родителей возникает такого рода проблема, как задержка речевого развития у их малыша, они приходят к специалистам и хотят каких-то волшебных упражнений, каких-то чудодейственных таблеток, чтобы их ребенок заговорил быстро и правильно. Но почему-то они не всегда понимают, что в таких ситуациях в первую очередь ребенку нужны мама и папа, живое общение, внимание.
Согласитесь, что большинство детей становятся удобными в тот момент, когда у них в руках есть заветный гаджет. Они сидят себе спокойно и не тревожат родителей. Мама за это время успевают приготовить обед, сделать свои домашние дела. Однако в доречевой период ребенок должен активно двигаться, манипулировать игрушками, брать их в рот, бросать, ощущать их запах, слышать звуки так далее. И если ребенок развивается согласно нормам, то в какой-то момент речь возникает вслед за всеми этими действиями. Если же ребенок прикован к гаджету, то родители должны прекрасно понимать, что в этом случае речи от малыша можно и не услышать своевременно.
Давайте разберем на конкретном примере разницу между гаджетами и живым общением. Когда у ребенка в руках мячик или резиновая кукла, то между этой куклой и ребенком есть коммуницирующие звено - мама, которая учит ребенка говорить, воспринимать, анализировать информацию, формулировать свое мнение.
Она говорит малышу: “Это мячик, он красный, маленький или большой….”Это кукла, она красивая, ее зовут Маша” . Но когда перед ребенком не мячик, а экран гаджета с мячиком, то коммуницирующее звено выпадает. Ребенка никто не учит и не разговаривает с ним, не ведет познавательный диалог. Запомните, уважаемые родители, что гаджеты не учат, а мешают учиться говорить.