Какие факторы влияют на успеваемость ребенка в школе? Что делает процесс обучения для него продуктивным и результативным? Есть ли какая-то взаимосвязь между развитием мозга и успехами или проблемами школьном обучении?
Для успешного школьного обучения ребёнок должен быть настроен психологически, физически, и его мозг должен быть зрелым с нейропсихологической точки зрения.
Необходимо, чтобы у ребенка была сформирована соответствующая познавательная мотивация, кроме того будущий ученик должен понимать, что ему предстоит установление правильных взаимоотношений: ребёнок - взрослый (с учителями) и ребёнок-ребёнок (с одноклассниками).
С нейропсихологической точки зрения существует три аспекта школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная, социальная.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе проявляется в нескольких аспектах:
способность концентрировать внимание на определенном действии или предмете;
способность выстраивать логические цепочки между событиями и явлениями;
контроль своего поведения;
умение ориентироваться в пространстве;
хорошо развитая память;
правильная речь.
Показатель отлично развитого эмоционального аспекта школьной зрелости - это умение ребенка управлять своими эмоциями, проявление интереса к обучающему процессу.
Социальная готовность ребенка к школе выражается в потребности общения, умении слушать учителя и принимать на себя роль ученика.
Школьная зрелость формируется к семи годам. В том случае, если у ребенка все ее составляющие хорошо развиты, то у первоклассника не возникнет проблем с успеваемостью или поведением на уроках. Однако, если объективно оценивать ситуацию, то встретить сегодня действительно подготовленного школьника достаточно трудно.
Очень часто родители первоклассников жалуются на то, что их ребенок не хочет учиться, невнимателен на уроках, отвлекает одноклассников, игнорирует замечания учителей, не может самостоятельно делать уроки… В свою очередь, школьные проблемы негативно отражаются на внутрисемейные отношения, порождая конфликты между детьми и взрослыми. Все эти факторы несут дополнительный стресс для ребенка, который опять-таки отражается на его учебной деятельности. Замкнутый круг. И такое положение дел возникает повсеместно.
Некоторые родители пытаются своими силами “перевоспитать” ребенка, занимаются с ним чтением и письмом, нанимают репетиторов, даже принимают решительные меры, прибегнув к методу “кнута и пряника”. Однако рано или поздно понимают, что все эти способы малоэффективны. Ведь неуспеваемость и плохое поведение - это только видимая часть проблемы. Ее первопричины кроются гораздо глубже.
Если случилось так, что в силу определенных обстоятельств произошла задержка в правильном формировании структур головного мозга, то у ребенка не получится легко адаптироваться к школьному процессу и успешно постигать программу. Задача нейропсихолога заключается в том, чтобы определить, какой отдел мозга нуждается в коррекционной деятельности, и как довести его работу до показателей нормы. После диагностики нейропсихолог поможет подобрать подходящие методики восстановления работы мозговых структур и индивидуальную программу по развитию ребенка.
Нейропсихологическая подготовка ребенка к школьному обучению может включать в себя развитие крупной и мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия, эмоционально-волевой сферы, речи, памяти, мышления, воображения, а также расширение общего кругозора.
Как правило, после нейропсихологической подготовки родители школьников отмечают, что ребенок стал слушать и слышать учителя, у него появился интерес к занятиям, улучшилась концентрация внимания, появилась организация самоконтроля и в целом повысилась результативность обучения.