А вы знаете о последствиях задержки речевого развития?
К сожалению, некоторые родители ввиду своей некомпетентности в этом вопросе могут проигнорировать сигналы и первые признаки задержки речевого развития у ребенка. Таким образом упускается драгоценное время и усугубляется ситуация в целом. Это, в свою очередь, накладывает определенный отпечаток на здоровье ребенка в будущем. Каковы последствия того, что родители вовремя не обратились за помощью к специалисту, нам расскажет врач-невролог, нейропсихолог, психолог, генеральный директор Тюменского центра детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи «Нейротори» Виктория Габышева.
- Ребенок каждый месяц должен набирать в словарном запасе 100, 200, 300, 400 слов постоянно. Предположим, ребенок полутора лет не разговаривает. Тогда через полгода, если он не набрал активный словарь, у него будет уже задержка психического развития на месяц. Он не будет понимать активные предложения, он с трудом будет понимать инструкцию, если мы ему сообщим «собирай игрушки, время прошло». Или, например, «пойдем кушать, потому что мы сейчас пойдем гулять». И у ребенка уже складывается картина, что это не причинно-следственные связи - кушать или гулять, - а сейчас уже можно надеваться и бежать на улицу. Всё. И это только потому, что мама произнесла слово «гулять». А мама, в свою очередь, будет это списывать на то, что у малыша плохое поведение. Или он ее, например, специально не слушается. Или, например, он ее игнорирует, не слышит. И именно поэтому нужно обратить внимание на его поведение в возрасте полутора лет. На его активацию, на его реакцию.
Не стоит закрывать глаза на то, что ребенок не умеет делать (хотя должен по возрастным нормам)
К нам обратилась мама с шестилетним ребёнком. Она знала, что он немного медлительный. Но как бы дома-то он удобный: ему скажут что-то - он делает, его попросят прибрать игрушки, он прибирает. Но, когда мы диагностируем ребенка при подготовке к школе, мы выявляем, что он не может определённым образом найти причинно-следственную связь, почему этот предмет холодный, а этот - горячий. Или выстроить правильную последовательность, одну картинку в серию сюжета: первое – посадили цветочек, потом вырос стебелёк. А следом вырос листочек. А затем – бутончик. И мальчик в этом процессе не может сориентироваться. Мама говорит: «Ну, это потом в школе само придет». Однако, это же нормы развития. Не каждый родитель это понимает.
Хорошо, если мы в период беременности понимаем и читаем, во сколько ребенок глазки должен открыть, во сколько ложится спать. Мы первые 9 месяцев имеем время, возможности и ресурсы. Мы читаем. Ответственная мама готовится к тому, что происходит. А потом? Когда ребенок в три года идет в садик, мы понимаем, что ребенок ушел в детский сад. Может быть, он плохо спит там? Или мало кушает? Или как-то его поведение отличается, или у него коммуникация страдает – он не всегда в группе встает в кружочек? Или на праздниках он каким-либо образом сидит и не может выйти в группе рассказать стишок или выйти в хоровод? Это уже отклоняющееся поведение ребенка. Необходимо в любом возрасте обратиться к нейропсихологу, к психологу, логопеду, чтобы посмотреть, а что не так? Мама должна брать норму развития ребенка в определенном возрасте: каждая мама сейчас пошла и скачала «норма развития ребенка моего возраста» - год, два, три, четыре, пять. И нужно сравнить двигательные, слухо-речевые (проверить слух, и как ребенок понимает речь), зрительно-моторные (может ли он перерисовать какую-то картинку) способности малыша.
То, что у нас не получается, то, что у нас не развито, мы и не любим. Дети тем более не любят это делать.
На прием ко мне часто приводят детей четырех лет, которые не могут срисовать крестик, кружочек, треугольник. «Не любит». Конечно, не любит! То, что у нас не получается, то, что у нас не развито, мы и не любим. Дети тем более не любят это делать. Но это не значит, что он в 5 лет полюбит делать то, что в 4 у него не получалось. Это значит, что сейчас ему сложно это делать. Но если мы не пойдем в зону роста, если мы не пойдем с какими-то минимальными затратами, например, скажу: «Не получается? Давай легкий рисуночек нарисуем. А давай посмотрим, а что ты можешь ручками? Лепить пластилином, перебирать фасоль, перекладывать игрушки… Что в твоих руках такое?». За руки отвечает теменная зона. Теменная кора формируется с трех до шести лет. Значит, теменная зона должна быть сформирована с трех до шести, и в шесть лет, даже если ребенок не любит, но у него должно это получаться. Да, он не художник. Но перерисовать по требованию кружочек, крестик и продолжить заборчик до конца у него должно получаться легко. Да, это не любимое дело. Я люблю, например, танцевать, или петь, или конструированием заниматься. У меня другой склад ума. Но и другое что-то я сделать смогу. В норме это как раз является показателем того, что ребенок может сделать, но не очень хочет. И когда мы выявляем эту зону, то, конечно, мы можем диагностировать проблемные зоны.
Если вдруг, уважаемые читатели, вы заподозрили у своего ребенка подобную патологию, то немедленно обращайтесь за квалифицированной помощью. Не стоит закрывать глаза на то, что ребенок не умеет делать (хотя должен по возрастным нормам), тем более не нужно подобные проявления списывать на нежелание или капризы малыша. Не бойтесь обращаться к специалисту, боритесь за здоровье и благополучия своего ребенка всегда. Записаться на прием к специалистам центра «Нейротори» вы можете на сайте neyrotori.ru или по телефону: 8 (3452) 550-548