У каждого человека есть базовые системы для анализа и синтеза информации. Это позволяет нам видеть, слышать, чувствовать, ощущать, пробовать на вкус, осязать кончиками пальцев. Органы чувств – проводники в окружающий мир. Однако не стоит забывать, что новорожденный малыш очень плохо видит и не очень хорошо слышит. Поэтому сенсорная интеграция начинается не с них.

 

Основой основ являются: 

  1. Тактильная рецепция с больших площадей тела. Ребёнок кожей чувствует прикосновения и объятия мамы, различает поверхности по мягкости, температуре, ощущает давление.
  2. Вестибулярная рецепция. Малыш понимает, когда его несут на руках и раскачивают, а когда он просто лежит на неподвижной поверхности.
  3. Проприорецепция – комплекс сигналов от наших мышц и суставов о их положении и состоянии. Позволяет ребёнку по мере взросления осознавать границы своего тела, более точно управлять руками и ногами, а также занимать ту или иную позу.

 

Правильное формирование тактильной рецепции, вестибулярной рецепции и проприорецепции приведет к развитию праксиса. Праксис (греч. praxis действие) – это  способность к выполнению целенаправленных двигательных актов.

 

  1. Праксис моторный. Ребёнок плавно выполняет сложные действия по устному заданию и по подражанию. Например, игра в ладушки.
  2. Праксис конструктивный. Малыш правильно собирает целое из частей, строит башенку или пирамидку;
  1. Праксис идеаторный. Ребенок может спланировать простое или сложное действие. 

 

Благодаря работе вестибулярной системы, сигналам от мышц и связок, зрения, слуха происходит контроль над положением тела и его частей. Ребенок учится сначала контролировать свою позу, а затем – правильно расположить язык в ротовой полости для постановки того или иного звука.

 

Важно, чтобы своевременно малыш приобрел следующие навыки: 

  • координация глаза и руки: берет игрушку, тянет в рот
  • ориентировка в пространстве: ищет спрятанную игрушку
  • концентрация внимания: изучает предметы
  • самостоятельность: пробует сам пить из бутылки, пользоваться ложкой

 

При гармоничном и своевременном формировании этих навыков можно говорить о том, что предречевое развитие происходит согласно возрастным нормам.