Существует ли связь между телом и речевым развитием? Безусловно!  Рассмотрим этот вопрос с трех сторон:

  1. У детей с нарушением речи, как правило, плохо развиты физические навыки.

Физические умения – это очень важные навыки. Отклонения в развитии физических движений – основа для нарушения речи конкретного ребенка. Общая и мелкая моторика развиваются у ребенка раньше речевой, поэтому механизм говорения всегда отражается в моторной сфере ребенка.

Какие особенности физического развития наблюдаются у детей с задержками и нарушением речи:

✔трудности координации движений (походка и бег неловкие, трудно залезать на вертикальную лесенку, прыгать и т.д.),

✔трудности темпоритмической организации (не могут маршировать под счет, шагать по лестнице каждой ногой по очереди),

✔снижение скорости и четкости выполнения движений,

✔повышение двигательной истощаемости,

✔снижение двигательной памяти и внимания – моторную программу такие дети не удерживают,

✔отмечаются трудности контроля собственных произвольных движений.

Кроме того, подобные трудности позже замечаются и в других видах моторики – мимической, мелкой и артикуляторной.

  1. Умение ребенка выполнять задания по словесной инструкции.

Индивидуальное развитие произвольных движений начинается с того, что ребенок учится выполнять движения по словесной инструкции взрослого. Только после этого слово становится способом саморегуляции деятельности – сначала с помощью устной речи, а потом внутренней (то есть рассуждений в уме). Важно в игровой форме предлагать детям различные задания, которые они, опираясь на демонстрацию взрослого, будут стараться выполнять. Дети, способные к такой деятельности, более послушные, и с поведенческими проблемами сталкиваются гораздо реже.

Отставание в развитии двигательной сферы у детей с нарушением речи выражается в трудностях выполнения движения по словесной, и особенно, многоступенчатой инструкциям.

  1. Дети с трудностями в моторной сфере понимают и употребляют гораздо меньше глаголов, чем дети с хорошо развитой общей моторикой.

Имеется в виду употребление глаголов, которые описывают совершение неких действий. 

Трудности пространственной ориентации и координации отмечаются как на уровне моторной сферы, так и при оречевлении двигательных актов (дети затрудняются ответить на вопрос «Что делал Вася?», если Вася поднял руки вверх).