Ребенок в возрасте 4-5 лет очень любит заниматься словотворчеством. К этому возрасту словарный запас малыша уже достаточно богат, и теперь пришла пора использовать в своей речи  более сложные грамматические конструкции, составляют рассказ и пересказывать. 

После 4 лет речь ребенка становится более четкой, исчезают смягченные согласные, перестановки слогов и звуков практически отсутствуют. До 5 лет считается физиологической нормой пропуск или замена Л и Р. на [Л’] и [Й].

Фонематический слух продолжает активно развиваться. 

В 4-5 лет ребенку интересно находить сходства и различия в звучании слов, он даже пробует подбирать рифмы, сочинять “стихи” и “песенки”.

Несмотря на то, что дошкольник в этом возрасте достаточно хорошо говорит, взрослые должны продолжать много общаться с ребенком, отвечать на многочисленные “почему?”,  читать сказки (если ребенок уже сам не начал читать), рассказывать о природы, делиться новостями, разучивать новые стихи и песни и так далее

Какие игры для развития речи будут полезны детям в этом возрасте? 

  • Закончи слово (можно подобрать слова со звуками, которые даются ребенку сложнее): ра(к), ра(ма), ра(дуга) и т.п.

  • Кто придумает больше слов на ЗВУК, не на букву (обращаем внимание, что есть твердые и мягкие звуки, например М и Мь): маска, молоко, мусор – твердый звук М, мясо, мел, миска – мягкий звук МЬ.

  • Придумай рифму: галка-палка, майка-гайка, ем-крем, ночь-дочь и т п.

  • «Сделай сам» – как будет звучать слово, если действие ты делаешь сам: мама моет меня – я моюсь сам, бабушка причесывает меня – я причесываюсь сам, папа катает меня – я катаюсь сам и т.п.

  • Назови звук, на который падает ударение: батОн, крЫша, Утро, темнО и т п.

  • Послушай, какое слово самое короткое/длинное: живот, рука, нос; еж, змея, гусеница и т.п.

  • «Какое слово спряталось внутри?»: НОСки, сМЕЛ, РАКетаи т.п.

  • «Найди ошибку» – взрослый говорит фразу, ребенок должен сказать, в чем ошибка: Мяч ловит Машу. Кошка летит на дерево. Папа строят замок из конструктора. Мама налила суп под тарелку. Для пирога надо достать в холодильник три яйцо. И т.п.

  • Придумай слово с противоположным значением (антоним): зайти-выйти, подняться-спуститься, подогреть-остудить, подойти-отойти, запрыгнуть-спрыгнуть, вставать-ложиться и т.п.

  • Скороговорки: кто скажет быстрее и четче, тот выиграл.

Такие простые, но эффективные игры положительно влияют на развитие фонематического слуха ребенка, расширяют его кругозор и пополняют словарный запас, учат правильно произносить и согласовывать слова между собой.