Какие особенности в речевом развитии детей 3-4 лет? Важно иметь в виду, что именно в этот возрастной период в арсенале ребенка появляются и автоматизируются свистящие звуки [с], [з], шипящие [ш], [ж], [щ], [ч] (ближе к 4 годам). Но следует учитывать, что эти новые звуки не появляются в речи малыша сразу – они проходит определенные промежуточные этапы  становления. 

Давайте подробно поговорим о том, как именно возникает тот или иной звук. Малыш сначала слышит звук, а потом старается его произнести. Во время произношения он сравнивает услышанное с тем, что у него получилось. Вносит коррективы. Произносит опять, тренируя артикуляцию. И так происходит много раз, пока услышанное и сказанное им слово не совпадут. 

Для младшего дошкольного возраста  характерна одна особенность: одно и то же слово ребенок может произносить то правильно, то нет. Это связано с тем, что артикуляция его еще не совершенна. Также в этом возрасте в большинстве случаев встречается пропуск звуков или их замена на другой. При этом обратите внимание на то, что если  вместо [с] ребенок произносит [т], [т’] или вместо [ш] – [с], [т], [т’], то речь идет о физиологической замене, которая связана со сходством артикуляционных поз. И поэтому в этом возрасте данный факт не считается критичным. Уже к патологическим заменам относятся, например, использование звуков [ф] или [х] вместо [с]. В таком случае необходимо обратиться к специалистам центра “Нейротори” для своевременного устранения проблемы: без специальной коррекционной работы обойтись не удастся. 

Безусловно,большую роль играет речевая среда, в которой растет ребенок. Картавость, шепелявость, заикание, искажение звуков и другие ненормативные варианты произношения, к сожалению, быстро и легко перенимаются ребенком от окружающих, а потом требуют профессиональной коррекции. 

Примечательно, что в 3-4 года малыши уже сами замечают за собой ошибки в произношении слов и даже стараются их исправить, хоть и не всегда это у них и получается.  

Младший дошкольный возраст – отличная пора для эффективного развития фонематического слуха и артикуляции. И для того, чтобы речевое развитие вашего малыша проходило активно и результативно, центр “Нейротори” подготовил для вашего ребенка полезные и интересные упражнения, которые вы легко можете сделать в домашних условиях: 

✔ Артикуляционная гимнастика (ежедневно, 3-5 минут в день).

✔ Поиграйте с ребенком, пока… ведете его в детский сад. Ну или во время прогулки. Спросите его: “Правильно ли я скажу слово?”. И произносите несколько вариантов одного слова, один из которых верный (например: апельсин, папельсин, алельсин, апельсим).

✔ Игра с картинками “Покажи, где этот предмет”: задача ребенка – подобрать картинки, на которых изображены близкие по звучанию слова (хлев, хлеб, лев).

Несколько рекомендаций напоследок: 

  • непременно отмечайте прогресс в речевом развитии ребенка. хвалите его каждый раз, когда он произнес правильно сложное слово;
  • если ребенок ошибся в произношении слова, то обязательно исправьте его (дайте правильный образец), но при этом не делайте лишних замечаний.