Звуки окружают ребёнка с самого рождения. Для гармоничного развития крохи важно помочь ему осознать и изучить всё их многообразие.

Для начала разберемся, что из себя представляет слух человека. Физический слух — это умение распознавать звуки окружающего мира. А фонематический слух — это способность различать и правильно воспроизводить звуки родного языка. 

Развивать фонематический слух важно для того, чтобы ребенок мог внятно слышать звуки окружающей речи и затем правильно их воспроизводить из своих уст. От того, насколько хорошо сформирован фонематический слух, зависит  качество понимания услышанных ребенком фраз и слов. Кроме того, развитый фонематический слух – залог успешного обучения в будущем (особенно это касается чтения и письма). 

К трехлетнему возрасту малыш уже способен различать на слух все звуки речи. Но не стоит забывать, что совершенствование фонематического слуха продолжается и в дошкольном возрасте.

При развитии фонематического слуха особое внимание необходимо уделить таким компонентам, как ритм, интонация и темп речи, которые также важно совершенствовать и развивать. 

 

Родителям на заметку: эффективные упражнения на развитие фонематического слуха

  1. Учите ребёнка прислушиваться к звукам вокруг него. Слушать окружающий мир можно дома, на улице: скрип дверей, звонок телефона, работающая дрель, гудение стиральной машины, шум транспорта и.тд.
  2. Развитие речевого слуха основывается на правильном восприятии бытовых, природных, музыкальных звуков, голосов животных и людей. При этом очень важно развивать чувство ритма. Ребёнок может изображать, как движется и говорит животное, танцевать или хлопать в ладоши в разном темпе, дирижировать в такт музыке, рисовать услышанное.
  3. Дети любят стучать по различным предметам, возиться с посудой на кухне. Превратите это игру. Возьмите кастрюлю, жестяную банку, пластиковый стаканчик и попросите ребёнка побарабанить по предметам и послушать звуки. Затем закройте предметы ширмой, постучите по ним, а ребёнок пусть отгадает, что звучало. Учите малыша отбивать определенный ритм. 
  4. Для отработки умения слышать звук в составе слога и слова можно использовать простые задания. Например: хлопни в ладоши (потопай, стукни по барабану, позвони в колокольчик и т.п.) если услышишь звук «т». Ребёнку предлагаются разные слоги и слова: то, ту, ам, эт, кот, мама, ток, кит, дым, каток и т.д. Речевой материал усложняется постепенно. 
  5. Предложите малышу для повторения серии звуков: ао, уа, ау, оуи, аоуы т.д. Затем ребёнок повторяет за взрослым слоги, в которые присутствуют твёрдые и мягкие, звонкие-глухие, свистящие-шипящие согласные. Например: та-тя-та, та-да-та, са-ша-са. Важно выбирать звуки, которые ребёнок произносит правильно. Если малыш затрудняется повторить 3 слога, можно предложить ряд из 2-х слогов.

 

Помните, что хорошо развитый фонематический слух положительно влияет на речевое развитие ребенка.