Как это ни удивительно, но речевое развитие ребенка начинается именно тогда, когда он начинает произносить первые звуки. Они – фундамент будущей связной речи. Успех речевого развития для каждого ребенка индивидуален, однако при этом существуют определенные возрастные нормы, о которых должен знать каждый компетентный родитель. Именно значительное отставание от этих норм обозначается как  задержка речевого развития. ЗРР – это когда речевое развитие ребенка идет медленнее, чем положено. 

В России каждый четвертый ребенок страдает ЗРР.  

Это может быть обусловлено наследственными причинами или определенными заболеваниями. В некоторых случаях задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка – стрессы, инфекции, травмы, о чем родители иногда и не догадываются.

Родители должны понимать, что на начальных этапах речевого развития малыш должен не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, правильной, четкой и доступной.

Если у ребенка наблюдается темповая задержка речевого развития, то необходимо обратиться за квалифицированной помощью нейропсихолога, невролога, логопеда, психолога.  

Важно, чтобы у малыша своевременно и гармонично развивались оба полушария головного мозга: правое полушарие отвечает за за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию, а левое полушарие отвечает за рационально-логическое мышление.

Каким образом могут проявляться речевые нарушения у ребенка? 

  • Неправильное звукопроизношение, неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков.
  • Нарушение слоговой структуры слова.
  • Бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов.
  • Неправильное грамматическое оформления высказывания.
  • Нарушение связного высказывания (развертывания, прогнозирования, высказывания).
  • Интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.
  • Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, спонтанные остановки в речи, послоговое произнесение  слов (скандирование). 

Кроме того, речевые нарушения могут проявляться не только в способности говорить, но понимать речь. 

Родители должны иметь в виду, что задержка речевого развития – это тонкое и сложное состояние, в причинах которого должны разбираться только квалифицированные специалисты. Первое, что должны знать родители, заметившие у своего малыша проблемы с речью, – это необходимость провести нейропсихологическую диагностику ребенка.

Важно: чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты.