Повреждение головного мозга в результате тяжело протекающих родов (преждевременные, стремительные, с обвитием пуповины вокруг шеи и т.д.), повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия) могут быть причинами возникновения у ребенка задержки речевого развития. 

Гидроцефалия – очень распространенное и коварное заболевание, которое может обостриться под воздействием различной нагрузки (прививки, детские инфекции, умственная нагрузка, высокая температура) и приводит к появлению других нарушений: таких, как головные боли, носовые кровотечения, истерики, нарушение сна, снижение памяти и интеллектуальных способностей, высокая отвлекаемость, агрессия, в том числе ЗРР и ЗПРР. 

Перинатальная патология ЦНС – еще одна причина возникновения задержки речевого развития. 

К этой группе заболевания относится повреждение головного мозга различными факторами: начиная от внутриутробной инфекции и угрозы прерывания беременности, заканчивая недостатком кислорода до и во время родов (гипоксия, асфиксия).

Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка (слуха, зрения, осязания), также при этом большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка. 

Какие факторы отрицательно влияют на речевое развитие ребенка? Конечно же, это частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, аденоиды, отиты, желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте. 

Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга исход одинаков – разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или недостаточно активно. очень часто страдают те зоны головного зога, которые отвечают за речевое развитие и интеллектуальные способности. Именно поэтому речевое или психическое развитие у малыша задерживается. 

 

Если ребенок не начинает говорить в соответствии со своим возрастом, необходимо: 

  1. Понаблюдать за ребенком и обратить внимание на его поведение. 
  2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? 
  3. Провести обследование ребенка, включающее консультацию: врача-невролога; нейропсихолога, психолога, логопеда. 
  4. При необходимости начать лечение и параллельно коррекционную работу. 

Для преодоления ЗРР и ЗПРР оптимальным является комплекс процедур. Ребёнку с задержкой речи нужна помощь нескольких специалистов. В центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори” используют такие методы коррекции, как нейропсихологическая диагностика, телесно-ориентированная терапия, аппаратные процедуры, логопедические занятия, консультация с психологом.