Речевое развитие – один из основных показателей интеллектуального развития ребенка. Речь – основной инструмент для коммуникации и социализации детей. Кроме того, в процессе речевого общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения маленького человека. 

Ребенок начинает говорить тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат достигают определенного уровня развития. В каждом возрасте – свои нормы речевого развития. 

К сожалению, в современном мире наблюдается рост числа детей с задержкой речевого развития. 

При отклонении в речевом развитии от общепринятых возрастных норм необходимо незамедлительно обращаться за помощью к нейропсихологу. Важно понимать, что последствия халатного отношения к речевым нарушениям ребенка могут привести к серьезным последствиям для ребенка: ЗРР существенно влияет на психические функции ребенка.  Также у детей с нарушением речевого развития могут наблюдаться:

  • Неустойчивое внимание;
  • Нарушения в координации, сниженная скорость и ловкость движений;
  • Трудности с выполнением словесных инструкции;
  • Обидчивость, робость, замкнутость;
  • Проблемы в социальной адаптации и коммуникации.

Возрастные нормы (отметим, что колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев.): 

 1 год

  • Словарный запас — 10-15 лепетных слов (би-би, ам-ам).
  • Понимает и выполняет простые просьбы (дай мяч).
  • Произносит простые односложные и двухсложные слова (мама, папа, дядя).
  • Подражает возгласам животных (мяу, гав) и звукам предметов (ля-ля-ля).
  • Знает имена близких людей, названия игрушек, простейших предметов на картинке, понимает названия некоторых действий.
  • Эмоционально откликается на речь.

 2 года

  • Словарный запас — около 100-200 слов.
  • Хорошо знает и произносит свое имя.
  • Умеет выражать простейшие просьбы словами.
  • Пользуется двух и трехсложными словосочетаниями, согласуя предмет и действие (я хочу пить, кукла спит).
  • Называет изображения предметов и животных, нарисованных на картинке.

3 года

  • Словарный запас 1000-1500 слов.
  • Часто задает вопросы.
  • Говорит предложениями, объединенными по смыслу.
  • Договаривает слоги и слова при чтении знакомых книг.
  • Высказывает свои мысли, делится впечатлениями.
  • Называет цвета, формы, размеры предметов, домашних животных, предметы посуды, одежды, мебели.
  • Может запоминать и пересказывать простые стихи и короткие сказки.
  • Согласует слова по родам, падежам и числам, хотя не всегда правильно.
  • Использует прилагательные, местоимения и предлоги.

В раннем детском возрасте речь несовершенна. Она характеризуется достаточно скудным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением некоторых звуков. Причиной является недостаточно развитый в силу возрастных особенностей речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения этих проблем в арсенале специалистов центра ”Нейротори” существует большой профессиональный “набор” развивающих методов и методик, упражнений и  игр, помогающих запустить речь и значительно улучшить звукопроизношение.