Задержка речевого развития характеризуется не только количественным недоразвитием словарного запаса, но и качественного: это касается как звукопроизношения, так и скорости усвоения грамматических конструкций и связности речи. 

Как можно помочь своему малышу, у которого наблюдается задержка речевого развития? Самая главная рекомендация: действовать незамедлительно и не надеяться, что “само пройдет”. 

Как только вы заподозрили отклонения в речевом развитии у ребенка, необходимо сразу к профессиональной помощи нейропсихолога. 

К сожалению, часто случается так, что встревоженные родители приходят с ребенком к нейропсихологу только тогда, когда к 4-5 годам он так и не заговорил. На вопрос о том, почему так поздно обратились за помощью к  специалисту, растерянно отвечают: “Нам советовали ждать, пока не пойдет в детский сад. Мол, там заговорит”. 

Важно понимать, что в подобных случаях коррекционная работа проходит гораздо дольше, так как последствия задержки гораздо серьезнее. 

Диагноз ЗРР – предвестник более сложных системных нарушений. Раннее начало коррекционных занятий заложит базу для эффективного результата в дальнейшем. Если своевременно не обратиться за помощью к нейропсихологу, то зачастую к диагнозу “задержка речевого развития” добавляется задержка психического развития; в таком случае речь идет о задержке психо-речевого развития.

Для комплексного преодоления задержки речевого развития необходимы общеукрепляющие и развивающие занятия: зарядка, четкий режим дня, массаж, бассейн, другие оздоравливающие мероприятия. К развивающим занятиям, положительно влияющих на речевое развитие речи, относятся лепка, рисование пальчиковыми красками, игры с разрезными картинками, кубиками и пазлами. Рекомендуется обращать внимание на те занятия и игры, которые стимулируют познавательную деятельность ребенка и дают богатые тактильные ощущения: развитие мелкой моторики – залог успеха.

Необходимо взять на заметку: гаджеты лишь тормозят развитие речи ребенка, поэтому стоить ограничить его использование.

Нейропсихологи рекомендуют комментировать действия – свои и малыша (оречевлять). Так вы пополняете его словарный запас. Как можно чаще говорите с ним, рассказывайте ему обо всем: неговорящий ребенок не задает вопросов, которые необходимы ему для познания мира, поэтому вы сами должны рассказывать ему интересные сведения о природе, игрушках, животных, окружающем мире. 

Все эти меры помогут и поддержат появление речи вашего малыша только при условии работы с грамотными нейропсихологами, понимающими специфику коррекции речи с самыми маленькими молчунами. 

В центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации речи “Нейротори” разговорят любого ребенка. своевременная нейропсихологическая диагностика и своевременная коррекционная работа творят настоящие чудеса, главное – верить в своего ребенка и не откладывать  визит к специалисту на “потом”. “Потом” может быть поздно…