Дошкольный возраст – очень благоприятный период для развития речи, расширения и обогащения знаний об окружающем мире. Главная задача родителей “обогатить”  детскую речь и дать возможность получить представление об окружающем мире самыми разными методами и способами.

Речь – уникальное средство общения. Для ребенка в дошкольном возрасте важно иметь возможность обогащать свой словарный запас, активно развивать грамматически правильную речь, связно выстраивать диалог и монолог.  

Развитие речи непрерывно связано с познавательной деятельностью. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирует познавательные действия, способствует становлению сознания, развивает воображение и творческую активность. Для этого ребенку необходим богатый сенсорный, аудиальный, визуальный опыт: важно, чтобы его окружали предметы различной формы, цвета, размера, материала, звучания и т.д. 

Активная познавательная деятельность проявляется в стремлении узнавать новое о качествах, свойствах предметов, явлениях окружающей действительности. Важно помнить, что  маленькие дети познают этот мир в первую очередь посредством эмоций. 

Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слышать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для речевого развития.
У дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, поэтому даже в домашних условиях можно успешно использовать  наглядно – выставочный материал, игрушки, картинки, различные предметы. Главное требование – безопасность. Для обогащения и активизации словарного запаса проводятся речевые игры и упражнения. Эффективными и результативными  являются логоритмические упражнения, пальчиковые игры, упражнения и игры для развития мелкой моторики. Важную роль для детей в этом возрасте играет слушание рассказов, сказок и стихов, художественное творчество: рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игровой деятельности, задавая вопросы ребёнку и пробуждая его фантазию, вы побуждаете его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности. В процессе познавательной деятельности развиваются мышление и речь. Вместе с речевым развитием приобретаются навыки умственного труда, умение объяснять и рассуждать. Для активного развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый ребенком от восприятия различных предметов мира и  природы.