В норме малыш, начиная с месячного возраста, способен зафиксировать взор на объекте или изображении. Для 2-месячного младенца очень важным объектом зрительного восприятия является лицо мамы. Особое внимание в этом возрасте кроха уделяет глазам, так как это единственная деталь, которую различают младенцы. В силу еще слабого развития зрительных функций, дети этого возраста улавливают лишь общий внешний вид. 

Первое полугодие жизни – сенситивный (чувствительный к определенным воздействиям) период, в течение которого развиваются возможности восприятия и опознания лиц.

Постепенно у ребенка повышается острота зрения, а в головном мозге созревают системы, позволяющие воспринимать объекты внешнего мира более детально. В результате к концу периода улучшается возможность различения небольших объектов.

К 6 месяцам жизни ребенка его мозг научается «фильтровать» поступающую информацию. Наиболее активная реакция мозга наблюдается либо на что-то новое и незнакомое, либо на что-то, что является для ребенка хорошо знакомым и эмоционально значимым. Младенец воспринимает предмет целиком, со всеми его особенностями. Стоит лишь что-то изменить в объекте, как малыш начинает его воспринимать как нечто новое. Факт: 4-месячные младенцы отличают лицо матери от других лиц, даже если какие-то детали меняются.

В первом полугодии жизни происходит активное развитие возможностей восприятия речевых звуков. 

Ребенок в возрасте пяти месяцев, слыша звук, способен идентифицировать соответствующую звукам мимику — будет поворачивать голову в сторону лица, которое совершает соответствующие артикуляционные движения, и не будет смотреть на то лицо, мимика которого не совпадает со звуком.

Использование разных видов восприятия в контакте с объектом является для младенца очень важным. Формируется целостное восприятие и познаются свойства вещей. Ребенку важно ощупать предмет, засунуть в рот, повертеть перед глазами, потрясти ею или постучать об стол.  

К 9 месяцам зрительное и слуховое восприятие постепенно становится избирательным. Это значит, что младенцы становятся более чувствительными к одним, более важным, характеристикам предметов, и утрачивают чувствительность к другим, не значимым.

Младенцы до 9-месячного возраста способны различать не только человеческие лица, но и морды животных одного вида (например, обезьянок). Зрительное восприятие становится избирательным.

Слуховое восприятие. Дети в возрасте 3-9 месяцев различают звуки речи и интонации.  К концу периода у детей начинают формироваться четкие представления о звуках родного языка. Слуховое восприятие становится избирательным. Головной мозг формирует своеобразный «речевой фильтр», благодаря которому любые слышимые звуки «притягиваются» к определенным образцам, прочно закрепленным в сознании младенца. Именно благодаря такому фильтру малыш понимает слова, с каким-бы акцентом они ни были произнесены.

Память. В первые 6 месяцев жизни память еще не является целенаправленной деятельностью. Ными словами, малыш еще пока не может осознанно запоминать. При этом у него активно работает генетическая память, благодаря которой появляются новые виды движений и реакций, в основе которых лежат инстинктивные побуждения. 

Речь. В возрасте 2-3 месяца появляется гуление, а с 6-7 месяцев — активный лепет. Гуление – это экспериментирование ребенка с разными видами звуков, а лепет – попытки подражать звукам того языка, на котором говорят родители.

Интеллект: К концу периода ребенок уже может на достаточно примитивном уровне обнаруживать сходство и различие между разными предметами, явлениями, людьми.

Внимание. В течение всего периода внимание ребенка, в основном, внешнее, непроизвольное. Кроха еще не может по собственному желанию на чем-то сосредоточиться. К возрасту 7-8 месяцев появляется внутреннее, произвольное внимание, регулируемое собственными побуждениями малыша: если 6-месячному ребенку показать игрушку, он будет с удовольствием ее разглядывать, но если ее накрыть полотенцем, он сразу потеряет к ней интерес. В 7-8 месяцев он помнит, что под полотенцем находится невидимый теперь объект, и будет ждать его появления в том же месте, где он исчез. 

Эмоции. В 2 месяца ребенок уже социально ориентирован: “оживает”, если  нему обращается взрослый. В 6 месяцев ребенок становится способным различать мужские и женские лица, а к концу периода (к 9 месяцам) — разные выражения лиц, отражающие разные эмоциональные состояния.

К 9 месяцам у ребенка формируются эмоциональные предпочтения. После 6-8 месяцев малыши начинают беспокоиться, если их отлучают от матери, появляется страх чужих и незнакомых людей, и малыши плачут, если близкий взрослый уходит из комнаты. Кроха становится более активным и начинает перемещаться самостоятельно. Ребенок с интересом изучает окружающий мир, а исследование – это риск. Именно поэтому возникает избирательная привязанность к матери: он нуждается в безопасном месте, куда бы он всегда мог вернуться в случае появления опасности. 

Подражаниеодин из наиболее распространенных способов чему-либо научиться в этом возрасте. Большую роль в реализации этого механизма играют «зеркальные нейроны» головного мозга, которые активизируются как в момент, когда человек действует самостоятельно, так и в момент, когда он просто наблюдает за действиями другого. 

Двигательные функции. В этом возрасте активно развиваются генетические двигательные навыки. Формируется регуляция мышечного тонуса, контроль позы, двигательные координации. К концу периода появляются четкие зрительно-моторные координации (взаимодействие глаз-рука), благодаря которым ребенок впоследствии сможет уверенно манипулировать предметами. Именно через движения мозг ребенка научается управлять поведением.