Для того, чтобы ребенок рос умным, разносторонним, самостоятельным и интересным человеком, необходимо с самого раннего возраста активно развивать его интеллектуальные способности. 

Интересный факт: до рождения мозг человека сформирован только на 25 % и в течение первых лет жизни он развивается просто с колоссальной скоростью. Это означает, что пока мозг пластичен, дети впитывают знания, как губка, и обучение будет очень эффективным и крайне полезным.

С точки зрения нейропсихологии, созревание мозга ребенка происходит в несколько этапов:

  • С рождения до трех лет у малыша формируются отделы головного мозга, отвечающие за познавательное, эмоциональное и физическое развитие.
  • С трех до семи лет образуются зоны, контролирующие речь, слуховое, кинестетическое и зрительное восприятие. Кроме того, в этот период начинают формироваться базовые нравственные ценности.
  • С семи-восьми лет и далее происходит организация сознательной психической и логической деятельности.
    С шести до двенадцати лет активно развиваются сразу оба полушария головного мозга. Этот период идеален для двуполушарного обучения, которое предполагает параллельную активизацию работы обоих полушарий и развитие как логического, так и образного мышления.

Мозг человека обладает уникальным качеством — пластичностью, то есть способностью развиваться и совершенствоваться под воздействием обучения. Наиболее пластичен мозг примерно до 12 лет, именно поэтому интеллектуальное развитие ребенка нужно начинать как можно раньше.

Эффективными будут пальчиковые игры и упражнения, так как двигательные импульсы рук неразрывно связаны с головным мозгом ребенка и развитие мелкой моторики оказывает положительное влияние на формирование речевых зон мозга, улучшает внимание, логическое мышление, память и интеллект в целом.

Начинать можно с самого раннего возраста с простых и полезных пальчиковых игр, таких, как “Сорока-ворона” или “Ладушки”.

Совершенствование мелких движений руки активно используется в различных обучающих программах, например, в методиках Монтессори, Зайцева, Железновых, Никитиных и многих других.

Несколько советов для эффективного гармоничного развития ребенка:

  • Абсолютно все, что окружает ребенка — не только полезные книги и игрушки, но и рассыпанные крупы или торчащие из подушки перья,  — является инструментом его развития.
  • По мере роста и развития ребенка обучающую среду необходимо менять, постепенно переходя от простых вещей к сложным.
  • Все занятия должны проходить, когда ребенок здоров и находится в хорошем настроении.
  • Обучение стоит приостановить, если ребенку стало неинтересно. Возобновить занятия можно только тогда, когда появится уверенность, что ребенок эффективно осваивает знания.

Сегодня не составляет особого труда найти подходящую методику раннего развития. Но для того, чтобы точно узнать, какие именно занятия принесут наибольшую пользу вашему ребенку, следует обратиться к нейропсихологу, который, проведя нейропсихологическую диагностику, точно определит сильные и слабые стороны малыша и порекомендует наиболее эффективную методику развития.