Первые слова все маленькие дети, и девочки, и мальчики, как правило, произносят к первому году жизни. Эти слова похожи у всех детей: “мама”, “папа”, “на-на”, “дай”, “ам-ам”. По своей слоговой структуре они напоминают лепет, и чаще всего в их основе лежит звукоподражание.

Слова, которые ребенок произносит сам, образуют его активный словарный запас. Однако уже в возрасте около 1 года малыш понимает значительно больше слов, чем может произнести (пассивный словарь).

Реальный словарный запас – это начальный детский лексикон, который состоит из первых слов малыша: тех, которые он умеет произносить сам, и тех, которые только понимает, но еще не говорит. 

Примерный перечень слов, входящих в начальный детский лексикон, варьируется в зависимости прежде всего от возраста ребенка, а также от его половой принадлежности, семейного окружения, освоенных ребенком практических и игровых действий, познавательных сведений, полученных от родителей. Несмотря на такое разнообразие факторов, влияющих на речевое развитие конкретного ребенка, собственно перечень слов в начальном детском лексиконе ограничен особенностями познавательного развития в раннем возрасте и, как правило, не превышает 500 слов к 2 годам (имеется в виду суммарное значение активного и пассивного словарного запаса).