Характерные особенности развития речи детей в 3 – 4 года, соответствующие возрастным нормам:

  1. Ребенок 3х лет практически не допускает аграмматизмов в речи.
  2. Почти не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов.
  3. Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.
  4. Правильно применяет приставочные глаголы – “приехал”, “уехал”, “заехал” и т.п.
  5. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные звуки, но твердые и мягкие в большинстве случаев дифференцируются. 
  6. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно (“стул” – “сэтул”).
  7. В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения (теперь не тарелка и ложка, а посуда, а также одежда, игрушки и пр.), синонимы (весёлый, радостный). Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
  8. Появляется словотворчество – ребёнок пробует сам образовывать нужные ему слова (кататься на карусели – каруселиться, копаем лопаткой, значит она – копатка). 
  9. Замечает неправильное произношение в речи других детей, даже если сам эти звуки произносит неправильно.
  10. Если у ребёнка сформировано положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.
  11. Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3 – 4 лет, а именно: 

  1. Ребёнок должен знать и проговаривать собственные имя, отчество и фамилию.
  2. Называть имена близких родственников и друзей.
  3. Воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию.
  4. Говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные.
  5. Распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны).
  6. Находить признаки предмета: окно прозрачное, стул деревянный, лимон кислый.
  7. Называть действия: мальчик ест, кошка мяукает, дети кричат.
  8. Точно повторять услышанное, пересказывать (допуская непоследовательность).
  9. Разговаривать громко и тихо.

Если обратить внимание на возможные отклонения в речевом развитии ребёнка 3 – 4 лет, то вас должны насторожить следующие показатели:

  1. Ребёнок часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону. 
  2. Наблюдается сильное течение слюны.
  3. Говорит слишком быстро («взахлёб») или медленно (словно нарочито растягивая слова).
  4. Речь ребёнка не разборчива.
  5. Нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями.
  6. Не выполняет простые словесные команды (открой шкаф и возьми книгу, пойди на кухню и принеси чашку и т.п.).
  7. Не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т.д.
  8. Говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам. Вместо «девочка» говорит «де», «зайчик» – «за», «иди» – «ди», «смотри» – «апи». 
  9. Употребляет слова-фрагменты, т.е. такие в которых сохранены только части слова: «ако» – «молоко», «дека» – «девочка».
  10. “Глотает” окончания слов.
  11. Произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов.
  12. Не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми.

Для того, чтобы гармонично развивать речь 3-4-летнего малыша, следуйте несложным правилам и рекомендациям, которые помогут вам улучшить речевые навыки ребенка. Эти приёмы просты и эффективны, их нетрудно освоить самостоятельно в домашних условиях:

  1. Постепенно увеличивайте словарный запас ребенка. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.
  2. Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребёнка.
  3. Знакомьте ребёнка с новыми предметами и явлениями и их характеристиками, рассказывайте что и как, зачем и почему происходит.
  4. Говорите не только как называются сами предметы, но и их составные части (платье – воротник, рукава, карман, пояс…).
  5. Обращайте внимание на правильность произносимых слов. Поправляйте ребёнка корректно.
  6. Обучайте ребёнка говорить правильные окончания в словах.
  7. Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять.
  8. Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности. 
  9. Рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним.
  10. Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.
  11. Спрашивайте о прошедшем дне, услышанной истории, просмотренном мультике. Обсуждайте героев сказок, сюжет. Задавайте наводящие вопросы.
  12. Читайте стихи, отгадывайте загадки, пойте песенки.
  13. Не забывайте о мелкой моторике, работайте с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин). Научитесь завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
  14. Играйте в словесные игры: «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет», «Какой, какая, какое» и т.д. (см. приложение).
  15. При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять ребёнка.