В первый год жизни малыш очень нуждается в опеке и заботе взрослого. Родители уделяют крохе много внимания и “закрывают” все потребности ребенка, развитие и здоровье которого в этот период всецело зависит от ухода и любви мамы и папы. 

Только к концу этого периода у малыша появляется возможность самостоятельного перемещения в пространстве: сначала он учится ползать, а уже потом начинает совершать свои первые шаги. Примерно к этому моменту возникает понимание обращенной речи – отдельных слов. Очень активно развивается звукоподражание, что является важным этапом становления детской речи.  

В первый год ребенок не только активно познает азы речи, но и учится управлять своим телом. В этом случае внимание следует обратить и на развитие моторики рук. Малыш захватывает предметы и активно исследует их. Безусловно, крохе необходим эмоциональный контакт со взрослыми. Важно, чтобы развитие ребенка происходила поэтапно и согласно возрастным нормам. Новые возможности  маленького человечка должны появляться своевременно. При этом родителям следует быть бдительными: не успокаивайте себя мыслями о том, что ваш ребенок «просто ленивый» или «полненький», и  поэтому никак не может начать переворачиваться и садиться вовремя. Такое безответственное поведение мам и пап чревато тяжелыми последствиями для физического и психического малыша. 

Что должен уметь делать ребенок в возрасте 1 года? Малыш научился избирательности во всем: от движений и внимания до отношений с окружающими. Сформировались собственные интересы и пристрастия. Кроха использует приобретенные навыки по назначению. Теперь ему доступны действия по собственному внутреннему побуждению, он учится управлять собой и даже влиять на окружающих (как вариант – манипулировать).