Нейропсихологические исследования показывают, что имеется тесная связь больших между полушариями мозга и нервными окончаниями (в подушечках пальцев и в кистях рук) существует тесная связь. Например, утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот.

Нейропсихологи уверены, что игровые упражнения развивают представления детей о возможностях своего организма, способствуют развитию речи, улучшают память, внимание, устраняют психическую напряженность, восстанавливают бодрое настроение, благотворно влияют на мозг и нервную систему. Таким образом, развитие мелкой моторики рук положительно влияет на развитие головного мозга ребенка. 

Существуют разные способы развития мелкой моторики: 

  • Массаж пальцев

Начинать следует с большого пальца. постепенно переходя в сторону мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»).

  • Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. Люди играют кремниевыми, каменными, мраморными и глиняными шарами многие столетия. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.
  • Массаж грецкими орехами. Предлагается: а) катать два ореха между ладонями; б) прокатывать один орех между  пальцами; в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки; г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
  • Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами; удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.
  • Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество «четок» (в прямом и обратном порядке).
  • Предложите детям обмакнуть ладони в яркие краски (заранее разведите их и налейте в тарелки) и приложить к большому листу ватмана, на котором изображен только ствол. Получится разноцветное дерево с кроной листьев-рук. И пусть ребенок подумает и расскажет, что можно делать своими руками. Дети узнают, что руки – трудяги могут все на свете, а у родителей появятся новые темы для интересных и познавательных бесед со своими детьми.

Другие интересные и эффективные методы развития мелкой моторики представлены на картинке: