С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Некоторые родители ошибочно думают, что ребенок может “перерасти” эти отклонения. Но важно понимать, что самостоятельно речевые нарушения исчезнуть не могут.  Наоборот, чем дольше малыш живет с тем или иным речевым отклонением, тем  больше нарушение закрепляется, и впоследствии процесс коррекции будет требовать еще большего и длительного нейропсихологического, психологического и логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, а также может затруднять обучение в школе.

В связи с этим возрастает необходимость по предупреждению речевых нарушений у детей дошкольного возраста. 

Нейропсихологическая, логопедическая и психологическая работа в центре “Нейротори” включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций (слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление).

Важнейшим направлением работы центра детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Неблагоприятное в речевом отношении социальное окружение может явиться непосредственной причиной появления у ребенка речевых расстройств, которые ребенок приобретает исключительно по вине окружающих его взрослых. К этой категории можно отнести быструю, невнятную, сбивчивую речь окружающих его людей. Если окружающие ребенка  взрослые люди обладают бедной по содержанию и неправильной по грамматическому оформлению речью (скудный словарный запас, неправильное согласование слов между собой), ребенку не остается ничего другого, как усвоить предлагаемый ему речевой образец.

Отрицательное влияние на развивающуюся речь детей оказывают и такие нередко встречающиеся факторы, как “двуязычие” или “сюсюкание”. 

Тормозит речевое развитие длительное бесконтрольное пребывание малыша перед телевизором и компьютером. В этом случае ребенок занимает пассивную позицию, сам не участвует в игре, не может задать вопрос – он молчит. Чем больше он так «общается» с телевизором, тем больше он молчит, и, соответственно, тем более тормозится его речевая активность. Особенно пагубное воздействие оказывает такое «общество» на малышей до четырех лет…

Как положительно повлиять на речевое развитие детей?

Во-первых, обязательно разговаривайте с малышом с самых первых дней его жизни. Этот фактор является первым и наиболее важным условием и способом развития речи, поэтому любое общение с ребенком или действие должно сопровождаться речью.

Во-вторых, возьмите себе на заметку, что для успешного развития речи детей важно воздействие не только на слух, но и на зрение, и на осязание. То есть малыш должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. 

В-третьих, почаще рассказывайте детям сказки, стихи или другие небольшие произведения, простые и доступные для понимания. При этом ничто не должно мешать детям слушать. Это увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Этот способ также положительно влияет и на культурное воспитание малышей. 

Четвертый доступный и действенный прием развития речи является рассматривание картинок. Способ интересный для малышей, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. 

Пятый метод речевого развития детей – игра. Игра всегда доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность. Очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей обыгрывание игрушек, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития.

Кроме вышеперечисленных способов развития речи у дошколят, существует еще немало других – эффективных и интересных. Например, ознакомление детей с окружающим миром тоже способствует развитию речи и мышления детей. При этом важно обращать внимание малышей на предметы и окружающую их жизнь, беседовать с ними об этом. Другим важным фактором развития речи является развитие мелкой моторики. 

Родителям важно помнить, что обязательным условием формирования правильной речи ребенка являются его хорошее соматическое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, а также разнообразная деятельность детей, богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание детской речи, высокий уровень профессионального мастерства специалистов и компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей.