В первые годы жизни ребенка его развитие можно обозначить как поэтапно-стремительное. Только представьте себе, какие изменения происходят с малышом в самый первый год: он учится держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, стоять, ходить, произносит первые звуки и так далее… За все эти процессы особую ответственность несет головной мозг, который также очень активно развивается. Интересный факт, о котором мало кто знает: при рождении мозг ребенка весит примерно 340 гр., к 1 году вес мозга достигает приблизительно 1,1 кг., а к 5 годам – 1,5 кг.

Безусловно, речевое развитие малыша тесно связано с развитием его головного мозга. Известно, что развитие мелкой моторики положительно влияет на развитие тех отделов головного мозга, которые отвечают за речь. Однако это очень упрощенная трактовка развития речи.

Речевой процесс – процесс круговой. Он состоит из трех мозговых речевых центра:

  • центр Брока (воспроизводит речь, управляя речевой мускулатурой);
  • центр Вернике (распознает собственную речь и речь других людей);
  • ассоциативный центр (создает структуру фраз и предложений).

 

В первую очередь у ребенка формируется зона Брока. Если по каким-то причинам центр Брока поврежден, то нарушается устная и письменная речь: человек или не может сказать ни слова, или произносит лишь отдельные слова и простые фразы, часто искажая их до неузнаваемости. Однако понимание чужой речи при этом сохраняется. При частичном поражении центра Брока больной говорит с трудом, речь его приобретает «телеграфный стиль», лишаясь глаголов и связок.

Центр Брока – двигательный центр речи в коре головного мозга. Его работа обеспечивает моторную организацию речи. 

Развитие мелкой моторики способствует развитию центра Брока. То есть, мелкая моторика – один из факторов развития речи. Но, конечно, не единственный. 

Центр Вернике – сенсорный центр речи, отвечающий за понимание (обеспечивает звуковой фонематический анализ речи). Этот центр формируется позже, когда младенец из общего хаоса звуков начинает распознавать и повторять простые слова, от которых он жизненно зависим. Например, «мама», «папа», «дай» и т. п. Повреждения центра Вернике влияют на способность человека воспринимать звуки речи как лингвистически значимые.

Ассоциативный центр развивается к 2 годам, когда ребенок начинает произносить сложные фразы, которые этот центр и строит.

Большую роль в развитии головного мозга и речи играют сенсорные раздражители. Разнообразные ощущения (слуховые, зрительные, тактильные, вкусовые и др.) активно способствуют развитию речи.