Недостатки звукопроизношения – отличительная черта речи маленьких детей в период ее формирования. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Именно по этим причинам речь ребенка дошкольного возраста недостаточно ясна и чиста. Но стоит отметить, что к этому периоду дети уже в значительной степени овладевают речью.

Всем известно, что каждый ребенок индивидуален. Дети одного возраста могут отличаться как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Кому-то  легко даются практически любые артикуляционные движения, а кто-то с трудом их осваивает и вынужден долго тренироваться, чтобы суметь выполнить необходимое артикуляционное движение.

Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие:

  •     согласные звуки произносятся смягченно: «сюлоськи» (чулочки),   «толь»   (стол),   «зюби»   (зубы),   «скамееська»   (скамеечка). Значительно реже, но все-таки наблюдаются обратные явления — замена мягких фонем твердыми: «тота» (тётя), «мыська» (мишка), «Луба» (Люба);
  •     большинство детей не произносит шипящих фонем ш, ж, ч, щ и заменяет их обычно свистящими с, з: «лосадка» (лошадка), «сапка»   (шапка),   «зук»   (жук),   «нозик»   (ножик),   «девоська» (девочка), «сетка» (щётка);
  •     дети   совсем   не   произносят  звук р:  «ука»   (рука),   «ыба» (рыба) или заменяют его другими звуками — л, л’, в, й: «колова» (корова), «лот»  (рот), «лёза»  (роза), «кавман»  (карман), «йак» (рак);
  •     звук л чаще всего смягчается: «люза» (лужа), «толь» (стол). Нередко  л  заменяется   и:   «туй»   (стул),   «той»   (стол),   «йампа» (лампа)
  •     звуки г, к, х или отсутствуют, или заменяются т и д: «дуси» (гуси), «тоска» (кошка), «тлеп» (хлеб).

Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «тол» (стол), «леп» (хлеб), «ципёнок» (цыплёнок), «мицинел» (милиционер), «мачик» (мальчик), «плесин» (апельсин), «мнемножко» (немножко), «клювка» (клюква).

 Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к четырем-пяти годам  при правильном речевом развитии многие дети овладевают грамотным звукопроизношением.