Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. 

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

Дети с общим недоразвитием речи часто не понимают инструкций, отвлекаются. У них нередко наблюдается немотивированное упрямство, вспыльчивость, отсутствие логики в действиях, некритичность. В играх они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны.

Предлагаемые ниже игры и задания способствуют решению подобного рода проблем.

 «Викторина»

Цель: развитие речевого внимания и памяти детей, учить подбирать к предмету или объекту точное определение, строить полные и четкие предложения при ответе на вопрос.

«Домашние птицы»:

Гусь выше петуха. Кто выше? Кто ниже?

Индюк толще утки. Кто тоньше? Кто толще? 

Сколько ног у двух кур?

Сколько голов у трех уток?

Утята идут за уткой. Кто идет первый? Кто идет последний? Кто за кем идет?

У кого ног больше – у курицы или петуха?

У кого больше крыльев – у двух гусей или у двух петухов?

«Дикие животные»

Слон выше бегемота, но ниже жирафа. Кто самый высокий? Кто самый низкий?

 А кто ниже жирафа?

Чего больше – медведей или медвежьих ушей?

У кого больше лап – у зайца или у волка?

Волк догоняет зайца. Кто впереди? Кто сзади? Кто за кем?

Кто больше – лиса или заяц? А у кого больше ушей?

Нора справа от дерева. Что слева?

Сколько ушей у двух зайцев? А ног?

«Загадки – добавлялки»

Цель: активизировать словарь, развивать внимание, мышление. Автоматизация звуков.

«Мебель»

Если ты захочешь спать дома ждет тебя ….(кровать).

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на …(стуле).

С пирогами чай попьем за обеденным  …(столом).

Вам сидеть не тесно, детки, вчетвером на …(табуретке).

Как приятно нашей Тане поваляться на …(диване).

У чистюли Любочки всегда порядок в …(тумбочке).

Свитер, кофту толстый шарф аккуратно сложим в …(шкаф).

Смастерил вчера Николка для своих игрушек …(полку).

«Продукты питания»

Скушай, Ванечка – дружок, очень вкусный …(пирожок).

Леша и Маша едят манную …(кашу).

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой …(чая).

Любим пить по воскресеньям чай с малиновым …(вареньем).

Хороши в дорожку пирожки с …(горошком).

Петушок с ладошки ест зернышки и …(крошки).

Звук Ж.

Лежебока рыжий кот отлежал себе …(живот).

И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по …(животикам).

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек еж – отец, ежиха – мать и ребенок …(ежик).

С неба падают зимою и кружатся над землею мягкие пушинки, белые …(снежинки).

Улитка ползет по дорожке, то спрячет, то выпустит …(рожки).

 Звук Д.   Родственные слова.

Жил да был веселый гном.

Он в лесу построил …ДОМ.

Рядом жил поменьше гномик.

Под кустом он сделал …ДОМИК.

Самый маленький гномишко

Под цветком сложил …ДОМИШКО.

Старый, мудрый гном – гномище

Выстроил большой …ДОМИЩЕ.

Был он стар и был он сед

И большой был …ДОМОСЕД.

А за печкой, за трубой

Жил у гнома …ДОМОВОЙ.

Он калину, зверобой –

Все из леса нес …ДОМОЙ.

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас …ДОМАШНИЙ.

Каждый день соседи – гномы

Навещали деда …ДОМА,

Всех встречал радушно гном,

Все любили этот …ДОМ.

 

«Опиши предмет»

Цель: знакомство с понятиями “свойства и признаки предметов”, формирование умения угадывать предмет по его признакам.

Содержание: взрослый или ребенок задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

«Я знаю»

Цели: развитие речи, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.

Содержание: взрослый (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:

 – Я знаю пять имен мальчиков:

Саша – раз,

Дима – два,

Игорь – три,

Денис – четыре,

Володя – пять.

Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.).

«Сочини сказку о предмете»

Цель: развитие речи, пополнение словарного запаса.

Содержание: взрослый или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.

«День – ночь»

Цель: развитие речи, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.

Содержание: взрослый называет слово, дети – противоположное ему по значению: “День – ночь, сладкий – кислый” и др.

«Слова»

Цель: закрепление знаний о предметах, их признаках и действиях.

Содержание: взрослый задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят предметы, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.

Речь с движениями.

Цель: накопление словаря, развитие координации и темпа движений, ориентация в пространстве. 

  1. Это правая рука, это правая нога,

Ухо правое у нас, а вот это правый глаз.

Это левая рука, это левая нога,

Ухо левое у нас, а вот это левый глаз.

Мы руками – хлоп, хлоп, хлоп.

Мы ногами – топ, топ, топ.

Кулаками постучим,

Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).

  1. (У детей на столах колючие мячи. Дети катают мяч между ладонями, проговаривая):

    У сосны, у пихты, елки

    Очень колкие иголки.

    Но еще сильней, чем ельник,

    Нас уколет можжевельник.

  1. Слон сильнее двух коров (руки согнуты в локтях)

Толще бегемот трех львов (руки в стороны)

Лошадь быстрее пяти лягушат (бег на месте)

Выше жираф четырех медвежат (руки вверх)

 

Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать в занятия с ребенком артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек:

Та – та – та – у нас дома чистота.

То – то – то – стали мы играть в лото.

Ать – ать – ать – мы идем гулять.

Ат – ат – ат – берем с собою самокат.

Ча – ча – ча – горит в комнате свеча.

Чу – чу – чу – молоточком я стучу.

Оч – оч – оч – наступила ночь.

Цо – цо – цо – на руке кольцо.

Цы – цы – цы – поспели огурцы.

Ец – ец – ец – очень вкусный огурец.

 

Роль речи в становлении ребенка бесценна. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор ребенка. Задача взрослых – родителей и специалистов – помочь ему овладеть речью. Вовлекая детей в игру мы формируем их мышление, они расширяют свои познавательные возможности. Дети обогащают свой лексический запас, грамматически правильно строят фразу при выражении определенной мысли. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Поэтому занятия не должны быть скучными, они должны быть интересными и разнообразными.