При задержке речевого развития у ребенка важны не только регулярные занятия со специалистом центра “Нейротори”, но и правильные игры в домашних условиях. Предлагаемые нами способы общения с неговорящими детьми помогут родителям в домашних условиях стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка в возрасте 3-4 лет, а также позволит постепенно, естественно пройти ступени речевого развития.
Игровое упражнение «Поем гласные звуки с длительным плавным движение рук»:
– «А»: широко разводим руки вперед – в стороны;
– «У»: плавное движение обеих рук вперед;
– «О»: плавное движение обеих рук в стороны – вверх;
– «И»: плавное движение обеих рук в стороны;
– «Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях;
– «Э»: плавное движение рук в стороны вниз.
Игровое упражнение «Колобок»:
Цель игры: Развитие мелкой, артикуляционной моторик.
Мама читает сказку (выполняет движения руками и поет гласные звуки А, О, У, И – ребенок повторяет):
Жили-были дед и баба.
Испекла баба колобок.
Лежал колобок, лежал,
Да и покатился.
Навстречу ему зайка:
«Колобок, колобок, я тебя съем»
«Не ешь меня, я тебе песенку спою. А-а-а», – и покатился.
Навстречу ему волк:
-поднять указательный палец левой руки, правой руки;
-соединить указательный и большой пальцы одной руки, изобразив колечко;
-потряхивая кистью руки, изображающей колобок, выставить вверх указательный и средний пальцы свободной руки, остальные пальцы в кулачке;
«Колобок, колобок, я тебя съем»
«Не ешь меня, я тебе песенку спою. О-о-о», – и покатился.
Навстречу ему медведь:
«Колобок, колобок, я тебя съем»
«Не ешь меня, я тебе песенку спою. У-у-у», – и покатился.
Навстречу ему лиса:
«Колобок, спой мне песенку».
Колобок запел песенку:
«И-и-и-и», – а лиса его – ам» – и съела.
-ладонь ребром, 4 пальца свободной руки, кроме большого соединены, большой выставлен вверх.
-попеременные движения вперед указательным и средним пальцами свободной руки.
-ладонь ребром, 3 пальца (мизинец, безымянный и средний) соединены. Указательный прижат к ладони, большой выставлен вверх.
-рука, изображающая лису, хватает руку, изображающую колобка.
Игры на классификацию «Цветные лепестки» № 1:
Необходимо выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки.
Игровые задания на понимание действий.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
– Кто это? (Побуждать ребенка к произнесению звукоподражания или звукокомплекса).
– Покажи картинку, где Оля (девочка) «ляля»рисует?
– Покажи картинку, где Толя (мальчик) «ляля» ест, пьет?
– Угости «лялю», который(ая) (ест, пьет) побуждать ребенка к произвольному или отраженному высказыванию типа: «На, ляля» и «На Толя»)
– Что делает этот мальчик? Покажи (Взрослый указывает на определенную картинку и побуждает малыша к имитирующим действиям)
– Спрятать (накрой рукой), того кто (пьет, ест, рисуют)
– Найди ребенка, который пьет. Дай ему одну фишку (это могут быть кружочки 4-х цветов (синий, красный, зеленый, желтый)
Игровые упражнения на звукопроизношение «АУ», «УА»
Инструкции и вопросы к ребенку:
- Покажи девочку. Девочка заблудилась и зовет: «АУ».
- Покажи малыша. Он плачет: «УА» (взрослый побуждает ребенка к отраженному звукопроизношению)
- Спрячь девочку (малыша). Как он кричит? (побуждать ребенка закрывать ладошкой картину).
– Кто спрятался? Как он кричит? (одна из картинок закрыта листом бумаги);
– Видишь девочку (малыша)? (взрослый побуждает ребенка к произнесению слов «да», «нет»);
- Положи девочке игрушку! (использовать мелкую игрушку).
– Как она зовет? (побуждать к произвольному или отраженному звукопроизношению);
- Пальчики побежали к (малышу/девочке) (побуждать ребенка к произвольным или совместным движения рукой в заданном направлении).
- Девочка позвала малыша? Как? Проведи малыша к девочке? Малыш позвал девочку. Как? Проведи девочку к малышу?
- Учить ребенка включать отработанные звукопроизношения в стихи.
- Наш малыш кричит с утра: УА – УА, УА – УА!
- Заблудились мы в лесу, закричали все: «АУ – АУ – АУ!