При задержке речевого развития у ребенка важны  не только регулярные занятия со специалистом центра “Нейротори”, но и правильные игры в домашних условиях. Предлагаемые нами способы общения с неговорящими детьми помогут родителям в домашних условиях стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка в возрасте 3-4 лет, а также позволит постепенно, естественно пройти ступени речевого развития. 

 

Игровое   упражнение   «Поем  гласные  звуки  с длительным плавным движение рук»:

– «А»: широко разводим руки вперед – в стороны;

– «У»: плавное движение обеих рук вперед;

– «О»: плавное движение обеих рук в стороны – вверх;

– «И»: плавное движение обеих рук в стороны;

– «Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях;

– «Э»: плавное движение рук в стороны вниз.

       

Игровое упражнение «Колобок»:

Цель игры: Развитие мелкой, артикуляционной моторик.

   Мама читает сказку (выполняет движения руками и поет гласные звуки А, О, У, И – ребенок повторяет):

Жили-были дед и баба.

Испекла баба колобок.

Лежал колобок, лежал,

Да и покатился.

Навстречу ему зайка:

«Колобок, колобок, я тебя съем»

«Не ешь меня, я тебе песенку спою. А-а-а», – и покатился.

Навстречу ему волк:

-поднять указательный палец левой руки, правой руки;

-соединить указательный и большой пальцы одной руки, изобразив колечко;

-потряхивая кистью руки, изображающей колобок, выставить вверх указательный и средний пальцы свободной руки, остальные пальцы в кулачке;

 «Колобок, колобок, я тебя съем»

«Не ешь меня, я тебе песенку спою. О-о-о», – и покатился.

Навстречу ему медведь:

«Колобок, колобок, я тебя съем»

«Не ешь меня, я тебе песенку спою. У-у-у», – и покатился.

Навстречу ему лиса:

«Колобок, спой мне песенку».

Колобок запел песенку:

«И-и-и-и», – а лиса его – ам» – и съела.

-ладонь ребром, 4 пальца свободной руки, кроме большого соединены, большой выставлен вверх.

-попеременные движения вперед указательным и средним пальцами свободной руки.

-ладонь ребром, 3 пальца (мизинец, безымянный и средний) соединены. Указательный прижат к ладони, большой выставлен вверх.

-рука, изображающая лису, хватает руку, изображающую колобка.

 

Игры на классификацию «Цветные лепестки» № 1:

Необходимо выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки.

 

Игровые задания на понимание действий.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

– Кто это? (Побуждать ребенка к произнесению звукоподражания или звукокомплекса).

– Покажи картинку, где Оля (девочка) «ляля»рисует?

– Покажи картинку, где Толя (мальчик) «ляля» ест, пьет?

– Угости «лялю», который(ая) (ест, пьет) побуждать ребенка к произвольному или отраженному высказыванию типа: «На, ляля» и «На Толя»)

– Что делает этот мальчик? Покажи (Взрослый указывает на определенную картинку и побуждает малыша к имитирующим действиям)

– Спрятать (накрой рукой), того кто (пьет, ест, рисуют)

– Найди ребенка, который пьет. Дай ему одну фишку (это могут быть кружочки 4-х цветов (синий, красный, зеленый, желтый)

 

Игровые упражнения на звукопроизношение «АУ», «УА»

Инструкции и вопросы к ребенку:

  1. Покажи девочку. Девочка заблудилась и зовет: «АУ».
  1. Покажи малыша. Он плачет: «УА» (взрослый побуждает ребенка к отраженному звукопроизношению)
  1. Спрячь девочку (малыша). Как он кричит? (побуждать ребенка закрывать ладошкой картину).

– Кто спрятался? Как он кричит? (одна из картинок закрыта листом бумаги);

– Видишь девочку (малыша)? (взрослый побуждает ребенка к произнесению слов «да», «нет»);

  1. Положи девочке игрушку! (использовать мелкую игрушку).

– Как она зовет? (побуждать к произвольному или отраженному звукопроизношению);

  1. Пальчики побежали к (малышу/девочке) (побуждать ребенка к произвольным или совместным движения рукой в заданном направлении).
  1. Девочка позвала малыша? Как? Проведи малыша к девочке? Малыш позвал девочку. Как? Проведи девочку к малышу?
  1. Учить ребенка включать отработанные звукопроизношения в стихи.
  1. Наш малыш кричит с утра: УА – УА, УА – УА!
  1. Заблудились мы в лесу, закричали все: «АУ – АУ – АУ!